Как вы знаете во многих субъектах Российской Федерации с начала апреля введены определенные ограничения прав и свобод человека в связи с распространением коронавирусной инфекции (CoVid-19). При этом данные ограничения вводятся Указами Глав субъектов или Постановлениями Правительств субъектов, без введения чрезвычайной ситуации. Данные обстоятельства справедливо вызвали у юристов по всей стране вопросы, основной из которых соответствует ли такая стратегия управления Конституции Российской Федерации.
Сразу оговорим некоторые моменты:
1) Статья отражает субъективный взгляд автора, (юридическое мнение) на толкование определенных норм права.
2) Вопрос о соответствии или не соответствии Распоряжения, Указа, Постановления, Закона - Конституции РФ разрешает Конституционный суд в установленном законом порядке.
3) Пока судом не решено обратное, все действия должностных лиц и органов государственной власти соответствуют закону.
4) Автор беспристрастно изложит основные моменты связанные с затронутым вопросом, окончательный вывод каждый формулирует для себя сам.
Для начала разберёмся действительно ли есть ограничение основных прав и свобод граждан? Ответ - да, большинство из принятых Указов и Постановлений запрещают:
1) Свободно передвигаться гражданам по городу или району в котором они проживают, перемещаться в другой населенный пункт или субъект - в свою очередь статья 27 Конституции РФ и Федеральный закон "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" предоставляют и гарантируют гражданам указанные права.
2) Осуществление предпринимательской деятельности, кроме той, которая обеспечивает население товарами первой необходимости. Данное положение ограничивает право закрепленной в статье 34 Конституции (использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности).
Как мы видим, как минимум, два из основных Конституционных прав граждан ограничиваются принимаемыми Указами и Постановлениями в субъектах РФ.
Конституция РФ устанавливает два возможных основания для ограничения указанных прав:
1) Введение чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции)
2) Федеральным законом и только в той мере в которой это необходимо для обеспечения здоровья и прав населения и безопасности государства.
Мы знаем, что чрезвычайное положение не введено, значит остаётся только Федеральный закон. Специальный Федеральный закон в связи с данной ситуацией не принят, если искать среди ранее принятых и действующих в данный момент, наиболее подходящим будет ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ. В статье 51 указанный Федеральный закон, предоставляет право Главным государственным врачам (далее выдержка положений из ФЗ):
а) при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о: госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
б) введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах;
Однако, целый субъект не является организацией или объектом на которых Главный государственный врач может ввести ограничительные мероприятия, изолировать же они имеют право лишь отдельных граждан с поименным перечислением в Постановлении, но не как сразу же всех жителей определенной территории.
Иного, Федерального закона который хотя бы в какой-то части мог предоставить полномочия на ограничение основных прав и свобод граждан в связи с пандемией- не существует.
Полномочиями по ограничению прав и свобод граждан в связи с пандемией также не наделены и Главы или Правительства субъектов.
Как вы считаете, введённые ограничения, с точки зрения, процесса и оснований их установления - соответствуют закону?