В Российской Федерации распространение любой рекламы попадает под действие закона о рекламе: Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ. Но чёткого регулирования рекламы в интернете в нём нет. Это значит, что руководствоваться приходится только общими правилами закона о рекламе.
Так, целями ФЗ являются: соблюдение добросовестной конкуренции, получение потребителями добросовестной и достоверной рекламы, а также недопущение ненадлежащей рекламы (не соответствует требованиям данному закону).
Далее под товаром понимается любые товар, работа или услуга, предназначенные для продажи.
Есть действия, на которые закон не распространяется. Вот некоторые из них:
- политическая реклама;
- справочная информация;
- сообщения органов власти любого уровня;
- вывески и указатели;
- информация о товаре.
Перечислю некоторые общие требования, распространяющиеся на рекламу в интернете. Запрещается:
- порочить честь и достоинства, а также деловую репутацию любого лица, в том числе и конкурента;
- недобросовестная конкуренция;
- указание недостоверной информации о характеристиках товара, его преимуществах, цене, доставке и другой информации;
- призывать к совершению противоправных действий и насилию;
- использовать иностранные слова (допускается названия брендов, марок, моделей и т.д.);
- показывать процессы курения или употребления алкогольной продукции;
- использование образов медицинских работников (кроме случаев рекламы медицинских услуг);
- использование грубых и оскорбительных слов и выражений;
- сокрытие существенной части информации, которое может повлечь искажение смысла или заблуждение пользователя.
Отдельная статья предусмотрена для защиты несовершеннолетних. Где указано, что запрещается злоупотребление их доверием, побуждение к неправомерным действиям, формирование образов, впечатлений, представлений, дискриминирующих их или других детей.
Важно отметить о необходимости указания сведений о продавце, при дистанционном способе продажи. Это наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, ОГРН записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В отдельных статьях указаны особенности некоторых товаров. Это алкогольная продукция, лекарственные средства, БАДы, оружие, финансовые услуги, игры, пари, ценные бумаги, услуги по заключению договоров ренты.
Контроль за соблюдением Федерального закона возложен на антимонопольный орган. Такому органу, по его требованию, рекламодатели обязаны предоставить всю необходимую информацию, в том числе составляющие служебную или коммерческую тайну.
Другим регулирующим документом в сфере интернет рекламы является письмо ФАС АК/45828/15 от 28.08.2015. В котором указано, что не является рекламой информация о товаре, размещённая на сайте или на страницах социальных сетей. Причём любая информация, характеристики, цены, скидки, проводимые акции, деятельность компании и т.д. Но рекламой может быть признана информация о товаре, выделяющая среди прочих однородных товаров.
Также рекламой не является результаты органической выдачи поисковых систем (конечно, за исключением контекстной рекламы).
В целях контроля за соблюдением ФЗ сотрудники антимонопольных органов вправе фиксировать факты выявления рекламы любыми способами. Например, составление актов осмотра сайта, могут быть сделаны принт-скрины страниц сайта (терминология из письма ФАС), также использование архивов Интернета (https://archive.org/web/)
Заказать настройку контекстной рекламы