- Елена Яськова, 36 лет. Рассказывает о многолетнем семейном туристическом бизнесе для VIP клиентов. Какие убытки несет сейчас? Что планирует делать дальше? О прогнозах открытия границ и перспективах отпуска по России.
- Помнишь, в какой момент ты почувствовала угрозу для бизнеса?
- Вы с мужем работаете вместе, основной доход приносил туризм?
Елена Яськова, 36 лет. Рассказывает о многолетнем семейном туристическом бизнесе для VIP клиентов. Какие убытки несет сейчас? Что планирует делать дальше? О прогнозах открытия границ и перспективах отпуска по России.
Помнишь, в какой момент ты почувствовала угрозу для бизнеса?
Когда Европа начала закрываться на карантин, это был конец февраля – начало марта, мне позвонил мой коллега из Чехии и сказал, что им запретили работать. Тогда я подумала, что дней через 10-12 у нас начнется то же самое. Я поняла, что мы начнем терять заказы, которые были уже оплачены. Мы начали вести переговоры с партнерами по поводу возврата денег и отмене туров.
Вы с мужем работаете вместе, основной доход приносил туризм?
Это 12-летний бизнес и 90% от нашего дохода. Сейчас нет заказов, потому что люди не знают, когда все это закончится. Я думаю даже те, кто управляет нашей страной, до конца не понимают, когда это все прекратится и прекратится ли вообще.
Немножечко начинаются поползновения наших клиентов по поводу полететь куда-нибудь по России. Но мы работаем с определенным уровнем клиентов, они не готовы пока что пожертвовать собственными привычками и отношением к сервису, качеству предоставляемой услуги. А в России практически нет мест, которые могут предоставить услуги на том уровне, к которому они привыкли. Поэтому я больше отговариваю, чем говорю «Да».
Что можно предложить VIPам в России?
У нас есть несколько направлений и отелей в Сочи, в Крыму, на Алтае, куда можно поехать. В Астрахани такие места уже полностью забронированы на весь сезон, до того, как эти все события начались. По большей части теми, кто не может в принципе выезжать из страны по каким-либо причинам. Поэтому, к сожалению, мне нечего сегодня предложить.
Плюс отсутствие инфраструктуры в регионах, является проблемой. Никто не будет сидеть на одном месте в своем номере или на берегу озера. Хочется перемещаться, но нет нормального транспорта, нет нормальных дорог, магазинов, ресторанов.
Большинство сотрудников с тобой от основания компании. Тебе пришлось расстаться с ними?
Эта деятельность для нас как второй дом. Мы приняли для себя решение, что мы не готовы расставаться с теми, кто провел с нами 12 лет. Они оказались в такой же трудной ситуации, как и мы.
Мы платим зарплату. Мы никому ничего не сокращали, сотрудники получают свои оклады, конечно, о премиальных сейчас нельзя говорить, потому что рабочего процесса нет. Во всяком случае, мы должны поддерживать их, потому что у всех есть свои семьи, кредитные обязательства, пожилые родители. И, естественно, они, так же как и мы, рассчитывают, что смогут пойти в магазин купить еды, за квартиру заплатить, за телефон. Это все необходимо, поэтому, как мы их бросим? Мы их не бросим, конечно, нет.
А сколько ты сможешь так протянуть?
Если мы так же будем не работать и если я не построю каким-то образом параллельный бизнес, который будет хоть какой-то доход приносить, то это где – то месяцев 6-7, наверное.
Какие затраты и убытки сейчас несет твой бизнес, кроме ЗП?
Пока все, что мы выплачивали и все обязательства, которые мы несли до пандемии, а это социальная ответственность, налоговые платежи, страховые взносы, арендная плата, коммунальные услуги, телефония, интернет – все на наших плечах. И на данный момент нам ничего не упразднили, не скостили, у нас нет пока что налоговых каникул. Есть указ Президента, но на местах, это только начинает вводиться.
Как думаешь, когда будут открыты границы? И какие ты моменты учтешь, когда получишь возможность работать снова?
Я точно знаю, и понимаю, что туризм это одна из самых неустойчивых сфер, которая моментально реагирует на любые изменения, происходящие в стране или в мире. Скачок курса валют, экономические, политические осложнения между странами, внутри страны - туризм страдает одним из первых. Поэтому, конечно, когда все снова начнет работать, мы будем параллельно развивать еще несколько других абсолютно, не касающихся туризма сфер. В конце концов, мы отвечаем за детей, за родителей, за людей, которые на нас работают. И у нас нет возможности вот так вот впредь рисковать.
По поводу того, как скоро откроются границы, я не могу ничего сказать. Я сегодня читала доклад ЕС. Они создают специальную комиссию, которая будет анализировать, насколько быстро, могут открыться границы внутри Евросоюза и насколько быстро с другими странами. Дай бог, мы откроемся к сентябрю.
Туристический бизнес как два берега, одни отправляют, другие принимают. Ты общаешься с зарубежными партнерами, им оказывалась поддержка?
Я поняла, что относительно, все были брошены, потому что ни какие власти к этому не были готовы. Мой приятель живет в Великобритании, тоже занимается туризмом, их посадили дома, но что-то в районе 400-500 фунтов (ком. ред. 35-45 тыс.руб.) им государство выделило для тех, кто лишился возможности заработка.
Я не чувствую себя обиженной, мне просто не понятно, почему, хотя бы то, что говорит наш Президент, моментально не начинает делаться. И почему многое вообще не делается - будь то выплаты бизнесу и людям, моменты по аренде таких компаний, как моя, которые сохраняют персонал. Это уж, действительно, они могли все сделать. А не быть в состоянии просящего и умоляющего все время.
Были проблемы с вывозом клиентов?
Продолжался зимний сезон, многие клиенты катались на лыжах в Италии и во Франции. Были люди, которые возвращались через Женеву, а потом выяснялось, что на этих рейсах находились зараженные пассажиры. Но среди наших клиентов ни у кого ничего не обнаружили.
Когда границы за несколько дней закрыли, у меня были коллеги, которые улетели. И для нас это было странным, потому что они отдохнули, выкладывали чудесные счастливые фотографии, а потом стали возмущаться, что их не хотят забирать обратно. Но в данной ситуации, я как человек, который платит налоги, не понимаю, как можно быть настолько безрассудными и настолько не думать о последствиях. Почему я вместе со всеми остальными должна оплачивать самолет, который полетит за этими гражданами, чтобы их, отдохнувших, вывозить обратно в Москву с Мальдив. И люди выражали недовольство, что их заставляют покупать билеты, а почему нет? Ты же туда улетел, когда началась эпидемия, ты же взял на себя эти риски.
Были и такие, которые в последний момент не пришли на рейс и остались в Тайланде. Они там до сих пор сидят, у них дистанционная работа и можно спокойно работать где угодно. Поэтому, зачем возвращаться, если можно, действительно, посидеть там.
Возвраты за билеты, отели производились тем, кто за долго планировал поездки в эти даты?
По-разному. Те клиенты, которые бронировали туристические пакеты через туроператоров, которых мы оформляли как агент, никто из них пока что денег своих не получил. Сейчас рассматривается вопрос об отсрочке выплат, возможно, будут ваучеры, которые можно будет использовать позже. Многие авиакомпании, в том числе зарубежные, не готовы возвращать деньги, потому что суммы очень большие, это может привести к их банкротству. Они предлагают вариант переноса поездок на год и более.
Ты начала пробовать что-то новое, на случай, если туризм не восстановится?
Мы занялись коммерческой сортировкой мусора ещё до вируса. Тогда было все вялотекущее. Мне это интересно и я считаю, что в этом есть очень большая польза для всех. Я изучила, что можно производить очень хорошие ткани из переработанного пластика, и вообще вторсырье много где можно использовать. Оно на самом деле сейчас очень востребовано, если знать, куда его реализовывать.
Мы сейчас на самоизоляции, на даче, и здесь я думаю о том, чтобы запустить сортировку. Можно разобрать большую часть искусственно созданных несанкционированных помоек. Во всяком случае, немного помочь природе очиститься тоже не плохо.
Начнем сами, а потом я думаю, подтянуться люди, которые поддержат эту философию и поймут, что на этом тоже можно зарабатывать деньги. Они, пускай, не такие быстрые, потому что количество сданного мусора и количество заработанных денег зависит от объема. А набрать хороший объем и отсортировать его, это не так быстро, как кажется.