Найти в Дзене
По Приуралью

Одомашненные, но не ручные

Произошло это много лет назад. В то время на лосиной ферме Печоро-Илычского заповедника содержали до трех десятков лосей. Для них в лесу были огорожены несколько больших загонов, но корма в них для такого большого количества животных не хватало, поэтому часть лосей находилась на вольном выпасе неподалёку от фермы.

Лось самец
Лось самец

Во время показа животных на ферме, экскурсантам разрешали кормить лосей хлебом, так что к угощению из посторонних рук они привыкли. Одна из лосих, которую в лесу, возможно, покормили хлебом грибники, пришла вслед за ними в поселок, до которого от фермы 1,5-2 км. Здесь её местные жители хорошо приветили, угостили хлебом, и она стала постоянно наведываться из ближайшего леса в поселок. Первое время она выпрашивала угощение, встречая женщин на выходе из магазина, а потом стала уже и требовать. Делала она это так. Рано утром лосиха перегораживала выход из подъезда дома и не уходила до тех пор, пока кто-то из жильцов этого подъезда не платил ей дань - выносил буханку хлеба. Люди были вынуждены угощать, так как иначе они опоздали бы на работу. Народ стал жаловаться на неё директору заповедника. Было дано распоряжение – убрать лосиху в загон. Работники лосефермы несколько раз пытались увести лосиху, заманивая её лакомствами - картошкой и кусками хлеба, но это им не удалось. Так продолжалось до осени, когда у лосей, как известно, начинается гон. К лосихе с лосефермы пришёл могучий самец, который стал сопровождать лосиху. Один из подвыпивших мужичков сказал, что сейчас он разберётся с этим лосем. Он схватил лося за рога и попытался повернуть ему голову. Лось только слегка мотнул головой, как мужик отлетел на несколько метров. Потом лось не спеша стал подходить к нему. Хорошо, что рядом оказалась стопка бетонных перекрытий, на которую «герой» и запрыгнул. Казалось бы, укрытие самое надёжное, но, как рассказывали свидетели этого происшествия, лось рогами стал приподнимать, шевелить плиты. Потом лось успокоился и ушёл в лес вслед за лосихой. Ситуация стала совсем не безобидной. В посёлке работает средняя школа, детские сады, много детей. Лосиха по-прежнему тянулась к людям за угощением, а лось угрожал огромными рогами. Надо было что-то делать с лосями.

За несколько лет до этого случая в заповеднике работал научный сотрудник, который занимался изучением миграций лосей, а для этого обездвиживал животных, стреляя в них из мелкокалиберной винтовки пулей, снаряжённой обездвиживающим веществом, а затем метил животных специальной меткой. Потом сотрудник уволился, а оставшиеся патроны хранились в сейфе директора. Пулька не причиняла большого вреда животному, т.к. её рассверливают, остаётся только оболочка, а пустота заполнена обездвиживающим веществом, да и навеска пороха значительно уменьшена.

На Совете в заповеднике решили, что для того чтобы обезопасить людей, нужно обездвижить лося, отпилить ему рога и тогда, возможно, он спокойнее будет. В поселок поехали директор заповедника и заведующий лосиной фермой. Один был вооружен «мелкашкой», другой - двуствольным ружьём 12 калибра. Напросился к ним в компанию и я, тогда ещё совсем молодой научный сотрудник заповедника.

В поселке лосей в этот день никто не видел, и мы по лесовозной дороге зашли в молодой березняк, откуда выходили лоси. Идем, разговариваем, чтобы привлечь внимание лосей. И вот метрах в ста впереди нас на дорогу вышел лось. Посмотрел в нашу сторону, прислушался и не торопясь начал крушить рогами молодые деревца: «Вот что с вами будет, если подойдете поближе ко мне и моей лосихе». Директор достал патрон и зарядил винтовку. Выстрел. Видно, как лось вздрогнул. Есть попадание! Теперь надо минуты 2-3 ждать, пока подействует препарат и лось ляжет. Только бы не упустить его из виду, потому что лес хоть и не очень густой, но сильно истоптан лосиными следами, потом трудно будет самца вытропить. Однако лось и не думал скрываться. Спустя мгновение он рванул в нашу сторону. Мы бросились врассыпную по кустам. И тут-то я понял, что дело может закончиться для нас весьма печально, ведь молодые березки для разъярённого лося не преграда, а я вообще не представлял себе, как нужно спасаться от него. Окружающий нас лес вырос на месте расчищенной под строительство поселка площадке, некоторые деревья были в своё время поломаны, погнуты гусеницами трелевочных тракторов, но не погибли, а дали многоствольную поросль. Вот за этими кустами-деревьями мы и спасались. Решил держаться возле заведующего лосефермой, потому что лоси его знают. Решил, что он будет делать, то и я вслед за ним.

Было такое ощущение, что лось понял, кто в него стрелял, поэтому в основном преследовал директора. Молодые деревца – ненадежная защита. Слышен крик: «Миша, отвлеки лося!» Михаил выбегает на поляну, кричит, машет руками, отвлекая внимание лося на себя. Лось разворачивается и к нему. Какое-то время Михаилу удается увертываться, но вот и он попал в затруднительное положение: «Корнелий, отвлеки!» И тут же мне: «Не мешайся под ногами». Пока лось переключился на них, решил подобрать себе убежище. Гляжу, от одного корня растут три берёзки, вот тут между ними я и схоронился. Постепенно крики, топот удаляются от меня. Время идёт, но лось не ложится и, вероятно, уже не ляжет. Стрелять ещё раз обездвиживающим веществом бесполезно, т.к. вполне реальна передозировка и смерть лося. (Сложилась ситуация как в анекдоте: «Я медведя поймал!» «Так тащи его сюда». «Да он меня не пускает!») С моего места видно, что метрах в 70 от меня, сильно раскачиваются верхушки двух высоких деревьев. Елка, которая повыше и потолще, после нажима возвращается в прежнее положение, но рядом растущая сосна с каждым толчком наклоняется все больше и больше. Оттуда слышен крик:

- «Корнелий, стреляю!»

- «Чем?»

- «Пулей!»

- «Стреляй, Миша!»

Раздаётся выстрел. Тишина. Мне не видно, что там произошло, поэтому вылезать из очень надежного, как мне казалось, укрытия что-то не очень хочется. Слышен крик: «Иди сюда!» Это меня зовут. Надо идти. Лось лежит на широкой открытой поляне, на которой одиноко растут рядом ель и сосна. Корни сосны оборваны и вывернуты из земли. Директору довольно долго удавалось увёртываться от лосиных рогов, он успевал проскочить между деревьями, пока самец обегал их. Здесь пытаться бежать куда-то было бесполезно и небезопасно – место открытое. Лось же решил просто свалить эту преграду, что ему почти удалось. Сравнив толщину этих деревьев и тех, в которых я укрывался, понял, что если бы лось заинтересовался мною, то березки бы меня не спасли.

Нам понятно было, что не лег он из-за малой дозы обездвиживающего вещества, а это могло произойти или из-за неправильного определения его массы, или из-за разложения препарата в результате длительного хранения патронов, а возможно, во время гона, когда лось возбужден, нужна совсем другая доза.

Пока ходили к телефону на почту, пока пришла вызванная машина, лося уже разделали. Мясо потом продали населению. Вот так, можно сказать, ни за что погиб красавец-лось.

А началось все с того, что в поселке от чистого сердца угостили хлебом лосиху.

Жду лайки и подписку на канал.