На московской самодеятельной рок-сцене в начале 70-х царил подъем, рождались новые ансамбли, появлялись новые герои.
Одной из самых популярных групп в Москве была «Рубиновая Атака»: Владимир «Рацкелла» Рацкевич (гитара), Сергей «Баски» Ляшенко (бас, вокал), Александр Самойлов (барабаны). Успех Владимира Рацкевича и его команды был основан на том, что они играли очень веселую и негрузящую музыку, а потому на всех их концертах всегда бывал переаншлаг. Хотя, если анализировать, они пели очень много шлягеров, которые к рок-музыке не относились, например, «Little man» из репертуара Сонни и Шер. Но они эту песню играли с такой отдачей, что без нее концерт считался неудачным. Кроме того, они исполняли хиты из репертуара Джими Хендрикса, Rolling Stones и все вместе это звучало очень стильно.
В ранге дублирующего состава «Рубиновой атаки» в ту пору выступала группа «Садко», название которой ассоциировалось не столько с игрой на гуслях в царстве подводного царя, а с картинками на крышках огромных коробок шоколадных конфет. Состав «Садко»: Крис Кельми - вокал, Игорь Окуджава - гитара, Александр Ситковецкий - гитара, Сергей Шевелев - барабаны; а некто Крылов - бас. Группа исполняла на танцах песни из репертуара Slade, Deep Purple и др. «Садко» благополучно распался в 1972 году, и на его обломках возникла команда «Високосное лето».
12 октября 1971 года в ДК «Энергетик» состоялся первый концерт группы «Второе Дыхание» в составе Игорь Дегтярюк (гитара, вокал), Николай Ширяев (бас), Максим Капитановский (барабаны). Музыканты Максим Капитановский и Николай Ширяев познакомились еще в 1969 году, в военкомате: когда Максим увидел в руках у Николая ноты, они разговорились и решили, что после демобилизации из армии начнут играть вместе. Когда Ширяев в 1971 году вернулся в Москву, Максим Капитановский познакомил его со своим приятелем Игорем Дегтярюком и у них началась плотная работа.
Николай Ширяев вспоминал: «Мы ощущали себя именно вторым поколением музыкантов, тем более, что я застал ту волну 60-х: я играл с барабанщиком и вокалистом из «Миражей», отработав с ними несколько концертов. Это были мои кумиры. Когда я приходил к ним и видел гитары, слышал их звук, я будто бы переносился в другое измерение! Для того времени это было просто что-то сногсшибательно. «Миражи» пели «Дом восходящего Солнца» и для меня эта песня казалась чудом... У нас в то время уже была своя группа - «Летучий Голландец», но они были впереди: более сильные, более известные, мэтры как-никак. А потом судьба свела нас, и я с ними играл...»
Игорь Дегтярюк рассказывал, как появилось название группы «Второе Дыхание»: «Как раз умер Хендрикс, а потом – Дженис Джоплин. И мы в тесном кругу все это обсуждали, потому что нам нравилась музыка. Мы думали, что надо нам здесь, в России продолжать то дело, которое начали Хендрикс и Дженис Джоплин. У нас была целая концепция, что мы – продолжатели традиций Хлебникова, Татлина, Скрябина, символистов. И Хендрикса. И вот мы с Максимом как-то стояли под лестницей на журфаке и советовались, как назваться. И решили, что пусть будет «Второе Дыхание»...»
Константин Никольский демобилизовался из армии и вернулся в Москву. Именно тогда он вместе с Аликом Сикорским, своим приятелем по группе «Атланты», сделал группу «Счастливое семейство». Алик Сикорский из-за ударной установки пересел за клавиши. На барабанах теперь играл Алексей Коллодий, на басу - Александр Лютый, на гитаре - Валерий Гилюта. Была в ансамбле и певица - Алла Левант, преподавательница английского языка в школе, обладавшая хорошим произношением и сильным, красивым голосом.
Основу репертуара новой группы составляли песни американского ансамбля The Mamas and Papas. По аналогии с американским ансамблем возникло и название новой группы: у них – «Мамы и папы», у нас – «Счастливое семейство».
И все же главными хитами стали новые песни Константина Никольского, которые он написал за время службы в Киевском военном округе: «Музыкант», «Я сам из тех», «Птицы белые мои», «Ты хотел увидеть мир», «Россия» («Небо – купол синий, первый ливень по весне. Это ты Россия, ты Россия снишься мне» - писал молодой Никольский, служивший в Киеве), «Летний дождик», «Я думал о многом и разном», «Воздушные замки», «Алёна» и др.
Иногда Константин Никольский и Алик Сикорский выступали вдвоём – бас и гитара, бубен под ногой, губная гармошка на самодельном держателе. Было очень оригинально.
Алик Сикорский вспоминает, что самое запомнившееся ему выступление «Счастливого семейства» состоялось в ДК Курчатовского института на конкурсе «Весенние голоса»: «Я запомнил этот конкурс потому, что на нём мы впервые столкнулись с прямой попыткой сорвать концерт. Именно во время нашего выступления было отключено электричество, концерт прерван, а запись, которую мы впервые решили сделать, испорчена. Помню, мы с Костей ехали ко мне на дачу в мрачном настроении, но когда на следующий день решили прослушать запись концерта, то были поражён бешеной экспрессией песни «Ты хотел увидеть мир», которую удалось записать целиком, а также - рёвом зрителей. Впечатление было такое, как будто мы по радио поймали прямую трансляцию концерта Джимми Хендрикса или кого-то в этом роде, но только не советскую команду».
Покинув ВИА «Веселые Ребята», Александр Градский вновь собрал группу «Скоморохи», в состав которой кроме самого Градского (вокал, гитара) вошли Юрий Шахназаров (гитара, вокал), Юрий Фокин (барабаны), Александр Лерман (экс-«Ветры Перемен», бас, вокал). Это был состав-мечта. «Скоморохи» великолепно пели на три голоса песни собственного сочинения. К сожалению, записей того периода почти не сохранилось...
В конце 1971 года А.Лерман и Ю.Шахназаров покинули группу. Это произошло буквально за десять дней до начала Всесоюзного рок-фестиваля «Серебряные струны» в Горьком. Тогда Юрий Фокин привел в «Скоморохи» пианиста Игоря Саульского, сына известного композитора. Партии бас-гитары Саульский разучивал в поезде Москва - Горький.
«Скоморохи» очень удачно выступили на фестивале в Горьком, завоевав шесть первых призов из восьми и поделив первое место с челябинским «Ариэлем». После фестиваля к группе, время от времени, присоединяются флейтист, пианист и вокалист Глеб Май, после сделавший авторскую композиторскую карьеру, и великолепный барабанщик из Еревана Армен Чалдранян.
Один из членов жюри горьковского конкурса музыковед Аркадий Петров, работавший в то время на радиостанции «Юность», на свой страх и риск организовал студийные записи Градского и «Скоморохов» на радио.
В том же 1971 году студенты экономического факультета МГУ Юрий Саахов (соло-гитара), Эдуард Касабов (бас, вокал) и его брат Гарик Касабов (барабаны) основали легендарный ансамбль «Аракс». Название своему детищу они дали по имени протекающей на их родине реки.