Мобильность ограничивает возможности животного поддерживать более или менее одинаковую форму на протяжении всей своей активной жизни. С ростом каждая система органов имеет тенденцию увеличиваться примерно пропорционально. Напротив, растения и грибы растут за счет расширения их внешних поверхностей, и, таким образом, их форма постоянно меняется. Это основное различие в структуре роста имеет некоторые интересные последствия. Например, животные редко могут жертвовать частями своего тела, чтобы удовлетворить аппетиты хищников (хвосты и конечности - редкое исключение), тогда как растения и грибы делают это почти повсеместно.
История классификации
За исключением, возможно, владения коллагеном, критерии, используемые выше для того, чтобы отличать животных от других форм жизни, не являются абсолютными. Первые каталоги разнообразия животных основывались на общей форме и сходстве. Аристотель и другие ранние биологи рассматривали все организмы как часть большой цепи, деление которой было более или менее произвольным. В начале 1800-х годов французский зоолог Жорж Кювье признал, что позвоночные существенно отличаются от беспозвоночных, и разделил большинство животных по форме и функциям на четыре ветви: позвоночных, членистоногих (артикулирующих), моллюсков и лучистых (животных с радиальной симметрией). Деления Кювье послужили основой для всех последующих классификаций.
Сразу после классификации Кювье французский естествоиспытатель Этьен Жофруа Сен-Илер подчеркнул важность гомологичных структур. Гомология - это соответствие между особенностями, обусловленное непрерывностью информации. Таким образом, птичье крыло гомологично крылу летучей мыши, поскольку оба являются передними конечностями, но они не гомологичны, как крылья. Гомологические структуры не обязательно должны быть похожими друг на друга; например, три кости в среднем ухе человека гомологичны до трех костей в челюстном аппарате у рыб, потому что генетическая и развивающая информация, управляющая ими, была непрерывной в процессе эволюционных изменений.
До того, как эволюция была общепринята, гомология среди различных животных, когда они вообще признавались, рассматривалась как аспект Божьего уклада.
Эволюция давала очевидное объяснение гомологии. Тщательно отслеживая выбранные гомологии, можно было показать, что ранее предложенные классификации устанавливали несоответствующие отношения, основанные исключительно на форме или функции, или на том и на другом; например, радиальная симметрия морских звезд не является гомологичной для кишечных зверей (таких, как медузы).
Разнообразие животных
Разнообразный внешний вид животных в основном поверхностный; ошеломляющее разнообразие известных форм, некоторые поистине причудливые, можно разделить всего на полдюжины основных планов тела. Эти планы устанавливаются на эмбриональных стадиях развития и ограничивают размеры и сложность животных. Симметрия, количество и относительное развитие слоёв тканей, наличие и природа полостей тела, а также некоторые аспекты раннего развития определяют эти фундаментальные режимы организации.
Клеточный уровень организации
Несмотря на то, что двум видам этого царства, Porifera (губкам) и Placozoa (пластинчатые), не хватает четко определенных тканей и органов, их клетки специализируются и интегрируют свою деятельность. Их простота была адаптивной, и губки с момента своего возникновения оставались важной частью бентической морской среды обитания. Сессессионный, фильтрующий образ жизни, демонстрируемый губками, благоприятствовал радиальной симметрии плана тела, хотя некоторые его члены стали асимметричными. Форма пластинчатых нерегулярна и изменчива.
Интеграция клеток в ткани, в частности, в нервные и мышечные, позволяет иметь значительно больший размер индивидуального тела, чем это возможно при других способах движения тела. Например, флагеллы становятся неэффективными при достаточно малых размерах, а амёбоидное движение ограничивается размером, который может достичь одна клетка. Мышцы сокращаются с помощью клеточного механизма, в основном подобного тому, который используется в амёбоидной локомоции-взаимодействии миозиновых нитей. Благодаря скоординированному сокращению многих клеток, становится возможным движение крупных индивидуумов.
Между эндодермой и эктодермой кишечнополостных является желатиновая масса, содержащая соединительные волокна коллагена и, как правило, некоторые клетки. Оба слоя содержат мышечные волокна и двухмерную паутину нервных клеток в основании; эндодерма окружает центральную полость, которая варьируется от простой до сложной формы и служит в качестве кишечника, кровеносной системы, а иногда и скелета. Полость также используется для рассеивания гаметы и удаления отходов.