Прекрасно помню Зинаиду Славину в спектаклях Театра на Таганке. В «Добром человеке из Сезуана» она всех забивала – это было что-то невероятное по накалу актёрской и человеческой страсти, по голосу, по пластике.
Славина была ведущей в тогдашней Таганке. Была неистовой и цельной, бурный сценический темперамент. А какой у неё голос! Слушал бы и слушал. Была блистательной исполнительницей главной роли в «Добром человеке из Сезуана», она – одна из опор спектакля. В 1964 году, когда ему дали театр, Любимов без Славиной обойтись не мог. А для самой актрисы проблема выбора не стояла ни тогда, ни после: её вера в Любимова как в учителя, педагога, режиссёра и человека была столь же неистовой и цельной, как и её сценический темперамент. Задолго до начала репетиции, войдя в ещё пустой и тёмный зал, она клала на режиссёрский столик цветы.
Среди актёров первым номером для Любимова был Николай Губенко. Студентом он даже жил у Юрия Петровича – некуда ему было приткнуться. Поэтому, когда Губенко ушёл из театра, Любимов обиделся: «Он у меня жил, я его принял, а он…» Определил его сущность: предатель! А Губенко так объясняет уход: «На мне и Зинаиде Славиной висел тогда почти весь репертуар, мы играли по 32 спектакля в месяц! Времени на то, чтобы прочитать газету, не говоря уж о книге, не было. И я почувствовал, что сползаю в абсолютное исполнительство. И не только как актёр, но и как человек – времени для получения духовной информации не хватало».
В «Добром человеке…» после ухода Губенко партнером Славиной стал Владимир Высоцкий. Она вспоминала: «Когда начали репетировать, даже в глаза не смотрел. Бледный, зажатый. Как будто на казнь шёл. Я к нему, он всё – мимо, мимо... А Юрий Петрович учил: когда общаетесь, вы – петелька и крючочек, петелька и крючочек. Я сразу не поняла, а потом стала учиться вязать, и все встало на свои места. В свободное время шапочки мастерила, даже в театре. Володя удивлялся: «Зин! Ну, зачем? Тебе это совсем не надо». Только когда уже начались спектакли, его нерв наконец слился с моим. И были овации. Всегда…»
Эту склонность Славиной к вязанию Высоцкий отметил в знаменитом «Диалоге у телевизора»:
А у тебя подруги, Зин
Все вяжут шапочки для зим.
От ихних скучных образин
Дуреешь, Зин.
Высоцкий Зинаиду любил как человека и ценил как актрису. Машинист сцены Театра на Таганке Анатолий Меньшиков попросил Владимира Семеновича заполнить анкету, в которой среди прочих в ней было два пункта: «Самый любимый актер», «Самая любимая актриса». На первый вопрос Высоцкий ответил — «Михаил Яншин». А на второй — «Зинаида Славина».
Актриса Мария Полицеймако вспоминает: «Зина Славина выделялась среди нас необычайным темпераментом. Таких артисток, как она, я не встречала. У неё была яркая внешность и запоминающийся голос. Она очень экспрессивно читала стихи. А как трагично она играла Ниловну, главную роль в спектакле «Мать» по Горькому. А ей не было еще и 30.
Вот яркие образы, созданные Славиной – Дарина в «Тартюфе» Мольера, Катерина Ивановна в «Преступлении и наказании» Достоевского, Пелагея в «Деревянных конях» Абрамова, Ольга Берггольц в «Павших и живых». Славина была много занята в театре. Порой в месяц играла по 15 спектаклей.
А с кинематографом у Славиной не сложилось. Несколько эпизодических ролей – вот и всё. Вот бывает так: актёр или актриса блистают на сцене, а на экране куда-то пропадает этот блеск.