Ещё в ходе проектирования массового разведывательного танка фирмам MIAG и Daimler-Benz выдали заказ на разработку новой боевой машины, получившей индекс VK 1602 и название «Леопард» и предназначавшейся для так называемой разведки боем.
VK 1602 представлял собой развитие опытного танка VK 1601, изготовленного в 1940 году. Последний задумывался в качестве машины поддержки пехоты и имел очень мощное для лёгкого танка бронирование — от 50 до 80 мм. Конструктивно он был подобен другим опытным машинам того периода — VK 901 и VK 903 (вооружение — аналогичное). VK 1601 получил армейский индекс Pz.II Ausf.J. Семь таких машин проходили войсковые испытания в 12-й танковой дивизии на Восточном фронте.
Впрочем, от своего предшественника «Леопард» позаимствовал разве что толщину броневых листов, во всём остальном это была совершенно новая боевая машина, которую иногда называют «Маленькая «Пантера».
Бронирование башни «Леопарда» составляло 50–80 мм, корпуса — 20–60 мм. Боевая масса возросла до 26 т. Габаритные размеры достигли 6450 мм по длине, 3270 мм по ширине и 2800 мм по высоте. Карбюраторный двигатель HL 157 мощностью 550 л. с. (404 кВт) разгонял «Леопард» до максимальной скорости 50 км/ч (по другим данным — 60 км/ч).
Особенностью танка было кормовое расположение трансмиссии, не типичное для немецкого танкостроения. В сварной башне обтекаемой формы устанавливались 50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола 60 калибров и спаренный пулемёт MG 42 калибра 7,92 мм. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом. Характерными внешними чертами танка были командирская башенка и литая маска пушки типа Saukopf — «свиное рыло». Ходовая часть «Леопарда» состояла из шести опорных катков на борт, расположенных в шахматном порядке. Ширина гусениц — 350 мм. Экипаж — 4 человека.
К изготовлению прототипа приступили 30 апреля, а закончилось оно 1 сентября 1942 года. «Panzerprogramm 41» предусматривала выпуск 339 «тяжёлых разведчиков». Серийное производство должно было начаться в июне 1943 года, однако уже в феврале заказ аннулировали. Такое решение вполне объяснимо — для разведки боем «тяжёлый разведчик» оказался слишком тяжёлым.
При массе большей, чем у среднего танка Pz.III, «Леопард» был вооружён точно так же и отличался в лучшую сторону только более мощным бронированием и лучшими манёвренными характеристиками. Но и то и другое не оставляло ему шансов при встрече с советским Т-34 или американским «Шерманом». Так что, кроме прототипа, ни один «Леопард» построен не был. Башня же, сконструированная для этого танка, использовалась на тяжёлых четырёхосных бронеавтомобилях Sd.Kfz.234/2 «Пума», правда, в несколько облегчённом варианте — без командирской башенки.