Найти тему
Doom Horror Cult

Чёрное Воскресение (1960), ч.1 - селяне ведьму сжить решили, но не лежится ей в могиле (при участии La Janara)

Если уж есть Чёрная Суббота, то почему бы не быть и Чёрному Воскресению? Тем более что лента Чёрное Воскресение увидела свет за три года до премьеры ранее обсуждавшегося хоррора Три Лика Страха (aka Чёрная Суббота / Black Sabbath). Вообще режиссёр обоих фильмов Марио Бава дал им другие названия – Маска Сатаны и Три Лика Страха соответственно, но прокатчики – такие прокатчики! Who cares? В Великобритании Чёрная Суббота также выходила на экраны под заголовком Месть Вампира, но вы будете смеяться, авторы сценария Эннио де Кончини и Марио Серандреи создавали сюжет фильма, вдохновлённые повестью Гогля Вий. Вы вправе спросить - много там от Вия осталось?

И я отвечу, положа руку на сердце: «Практически ничего!»Марио Бава был поклонником украинского фольклора, и именно он хотел снять киноадаптацию Вия, однако отголоски этой истории в Чёрном Воскресении – лишь место действия (Миргород) да тема возвращения ведьмы с того света. На главную роль пригласили британскую киноактрису Барбару Стил, снискавшую впоследствии благодаря съёмкам в ряде итальянских хорроров титул «королевы крика». По признанию Бава снимать Барбару было трудно: она вела себя иррационально, казалось, что она боится итальянцев, а однажды отказалась сниматься, потому что кто-то сказал ей, будто у итальянцев есть специальное оборудование, которое показывает актёров на плёнке без одежды. Барбара и сама признавалась, что ей не нравились её вампирские клыки, она ненавидела парик, не понимала итальянский и вообще не хотела светить грудью перед камерой. Ну что ж, у девушки были причины для недовольства.

Кадр из Чёрного Воскресения
Кадр из Чёрного Воскресения

Съёмки проходили в итальянском городе Арсоли, где расположен великолепный замок Массимо. Сценарий переделывался по ходу съёмок, поэтому актёром часто просто давали распечатки их диалогов утром, и мало кто имел представление, с чего начинается сюжет, и чем заканчивается – полного сценария не видел никто! Удивительно, но факт - фильм отбил в итальянском прокате свой бюджет, а во Франции и США вообще проходил с успехом. Сделайте десять вдохов и подсчитайте, сколько сценаристов сегодня работает над некоторыми так называемыми блокбастерами, и какой бессвязный сюжет вас ожидает при космических бюджетах.

Кадр из Чёрного Воскресения
Кадр из Чёрного Воскресения

Окей, окей… о чём речь в фильме? Молдавия, 1630 год (да, верно, Марио Бава хладнокровно перенёс туда Миргород). Ведьма Аза Вайда и её возлюбленный (или брат – в зависимости от страны, где шёл фильм) приговорены к смерти по подозрению в колдовстве. Сцена казни с брутальными палачами, той самой маской с шипами внутрь и кувалдой сделала Чёрному Воскресению репутацию. Сжечь казнённых не успевают из-за дождя, и похоронив ведьму в гробу со стеклянной крышкой публика расходится по домам с чистой совестью. Двести лет спустя доктор Томас Круваян и его помощник Андрей Горобец по пути на конгресс в Москве останавливаются из-за поломки экипажа неподалёку от склепа. Надо ли говорить, что чисто из научного интереса любознательные доктора оскверняют захоронение? Надо ли говорить, что возмущённая преждевременной и мучительной кончиной героиня Барбары Стил незамедлительно возвращается к жизни? Не буду портить моим редким, но от того не менее уважаемым, читателям впечатления от просмотра. Скажу лишь, что третий вариант названия фильма - Месть Вампира тоже взят неспроста. А давайте, друзья, послушаем песню, навеянную этим фильм?

La Janara
La Janara

Начнём с итальянского коллектива La Janara. Группа предпочитает чуть винтажное, ударное heavy / doom metal звучание, и одной из наиболее характерных черт их материала являются тексты на итальянском, которые страстно исполняет вокалистка Рафаэлла Кангеро. Вдохновлённые итальянским рок-движением 70ых и doom’овым этапом карьеры Пола Чейна, La Janara последовательно записали свою интерпретацию этих влияний на одноимённом EP, вышедшем в 2017, и развили набор этих идей до полноформатного альбома Tenebra (2019).

Гитарист La Janara Никола Эуплио Витале говорит о том, что одна из песен альбома, а именно ‘Mater Tenebrarum’ была отчасти написана под впечатлением от просмотра этого фильма. Ну как под впечатлением… Видеоряд для официального клипа музыканты нарезали из немого фильма Ведьмы / Häxan (1922). Впрочем, пусть Никола сам пояснит: «В основе песни не лежит сюжет фильма как таковой, но я хотел передать атмосферу этой кинокартины. Марио Бава всегда был моим любимым режиссёром, и я обожаю Чёрное Воскресенье. Даже сегодня спустя 60 лет после выхода фильма эта картина остаётся для меня лучшим изображением ведьм и колдовства на экране. Я люблю ужасы, но предпочитаю именно готический ужас, потому что эффект этих фильмов строится вокруг атмосферы, мрака, в том числе, архитектуры… и колдовства! В этом фильме я нашёл всё, что дорого моему сердцу. Не помню, кто посоветовал мне Чёрное Воскресенье, но я был сражён красотой Барбары Стил и реализмом спецэффектов. Уверен, что вы знаете, что Гизер Батлер был большим фанатом фильмов Бава, и как раз он предложил назвать Black Sabbath в честь одного из фильмов режиссёра».

La Janara - Никола и Рафаэлла
La Janara - Никола и Рафаэлла

La Janara

https://lajanara.bandcamp.com/

https://www.facebook.com/lajanara/