Среди наших научных консультантов есть удивительные люди, мнения которых нам дороги. Мы не будем называть имен, чтобы не сочли это повествование за рекламу, а лишь поделимся историей личного опыта становления одного преподавателя — гидравлика от бога.
Здоровая правда жизни в Alma Mater
Система обучения в наших технических вузах построена гуманно по отношению к бедному студенту. Для тех, кому Бауманка стала родным домом не секрет, что из её стен не выгоняют ни одного тупого или неспособного к инженерии ученика. Преподаватели хоть и склонны приговаривать «чем сильнее на студента давишь, тем крепче он становится», но шанс пройти весь путь дают каждому.
Исключение составляют лишь откровенные лодыри или равнодушные к знаниям люди. На вопрос «тяжело ли учиться в МГТУ им. Баумана», правильнее было бы ответить: «не тяжело, но много».
С одной стороны, лояльность оправдана с той точки зрения, что вузовские знания должны быть добровольно полученными, никто никого за шиворот не тянет. С другой стороны, входя в положение каждого студента, преподаватель превращается в субъективную добродетель, не дающую реальной оценки полученных знаний, а лишь вправляющую мозги молодой поросли. Опять же, за отчисление старшекурсника декана по шапке не гладят. Бюджетные денежки уже потрачены — три курса продержался, дальше тяни его хоть волоком.
Преподавательская гвардия давно оторвана от связи с промышленными реалиями и варится в собственном соку. С отменой обязательного распределения вопрос, куда денется студент, желающий получить от вуза только корочки, сегодня никого не интересует, разве что его самого.
Таким образом, из инженерных кузниц, выходят молодые специалисты, так себе знакомые с техникой, но зато неготовые полный рабочий день заниматься нелюбимым делом за мизерную зарплату, а то и вовсе планирующие уйти в управдомы. Скажите, многие из вас сегодня работает по специальности? Единицы. А сколько в стране по-настоящему грамотных специалистов? В разы меньше, чем выдано дипломов.
Но наш герой не утверждает, что всё так плохо. Он просто нашёл способ в сложившихся условиях максимально освоить выбранную специальность. На самом деле, на базе любого института имеется всё возможное, чтобы расти и совершенствоваться.
Важные открытия, сделанные третьекурсником
Открытие первое. Нельзя рассчитывать на преподавателя. Пока сердобольный профессор выставлял тройки за полное незнание предмета, наш студент долбил теорию.
Открытие второе. Его твёрдая пятёрка на фоне остальных глупцов, означала лишь то, что он умный глупец, но не профи. Собственно он и не рассчитывал на практический опыт — в стенах учебного заведения с этим провал. Здесь даже теорию переписывать под новые научные разработки никто не торопится.
Итак, какие пути к освоению инженерной профессии избрал для себя наш герой:
1. Кровь из носа, он старался выходить за рамки общего программного курса.
2. На 4-ом году обучения он нашёл работу по специальности.
Судьба одного хорошего гидравлика
Реализацию 1-го целевого пункта он начал с освоения спецкурса по жидкостной и газовой механике. А что это, если не гидравлика? На позитивном подъёме задачки из профильного задачника щёлкались все подряд без исключения. Терпения хватило ненадолго, но задел был взят.
Реализация 2-го пункта плана была стратегически важной. Совмещать работу с учёбой сложно, но крайне необходимо. Работодатели ищут специалистов с опытом хотя бы 1-2 года, красным дипломом сегодня никого не удивишь.
Так на 3-ем курсе наш друг попал в ОКБ Сухого. Его мечты получили реальное воплощение, перед ним открылся увлекательный мир проектирования самолётов. Для первого знакомства он повернулся к новичку рутинной стороной, но окрылённый студент готов был разгребать хлам в мастерской, чинить швабры и даже, о счастье, переводить бесконечную чертёжную документацию с листа в цифру. Чертежи истребителя 5-го поколения ПАК ФА приводили пытливого юношу в восторг.
Далее история похожа на забугорную фантастику, ибо гора сама пошла навстречу упрямому Магомеду. Сначала ему предложили поучаствовать в доработке шарнира, который неудачно работал при уборке шасси, затем привлекли к разработке стенда наземных испытаний. Наш юный герой прыгал от счастья и раздувался от ощущения собственной значимости. Все каникулы его мысли крутились только вокруг работы. Более увлекательного и продуктивного лета не было у него ни до, ни после. И хотя начало осеннего учебного семестра серьезно вмешалось в рабочие планы дела шли лучше, чем можно было ожидать. В 2008 году навалился кризис с массовыми сокращениями, о карьере авиаконструктора пришлось забыть, но накопленный опыт открывал возможности совершенно иного уровня.
Наш товарищ продолжал увлеченно изучать гидравлику, принимал участие в олимпиадах, даже зарабатывал призы. В конечном итоге он стал тем, кем стал. Его профессиональное мнение высоко ценят в определённых кругах. Он преподаёт, ведёт научную работу, консультирует, с интересом впитывает всё новое, что случается в отрасли.
Вы спросите, зачем всё это? Пост про настоящего гидравлика мы адресуем нашим детям и любому, кто решил связать свою жизнь с современной техникой. Попутного ветра!