В недавнем прошлом мы могли наблюдать картину когда крупны торговые сети с немереным аппетитом поглощали объекты малой торговли, при поддержке административного ресурса сносились сотни ларьков и мини рынков. Результатом оказалось то, что Россия выходя в лидеры по производству сельхозпродукции не может обеспечить собственное население качественными продуктами питания. Причиной тому служит то, что торговые сети в погоне за дешевизной товара работаю с крупными партиями не всегда качественной продукции, небольшие же производители не имея возможности давать солидные откаты для входа на полку торговой сети фактически лишены связи с покупателем, в результате их товар просто не доходит до потребителей.
Заняться данной проблемой решил минсельхоз.
Как сообщает «Российская газета» министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев поручил дополнительно проработать вопрос сбыта сельхозпродукции.
Для небольших производителей каналов продаж может быть несколько - выход на одну из онлайн-площадок, потребкооперация с такими же фермерами с дальнейшим выходом в торговые сети, расширение организации и проведения специализированных торговых ярмарок.
С одной стороны, в условиях пандемии население все больше предпочитает делать покупки дистанционно, и игнорировать этот тренд уже невозможно. С другой, фермерам поодиночке очень сложно выйти в торговую сеть. Во многих европейских странах небольшие сельхозпредприятия кооперируются на базе оптово-распределительных центров. "Это фактически те же самые агрегаторы, которые могут скупать клубнику у сотен независимых производителей, формировать объем, который уже интересен крупному сетевому ретейлу". Организация объектов малой торговли также поможет решить проблему доступа продукции к рынкам сбыта.
Один подобный проект был заявлен на днях. Центросоюз, Роскачество и сеть "Дикси" договорились о поставках малым бизнесом хлеба, молока, мяса, местных овощей и фруктов. Для фермеров вход в торговую сеть будет проходить по упрощенной процедуре. Продукция может появиться на полках магазинов через 7-10 рабочих дней по простому договору с минимальной отсрочкой оплаты в пять рабочих дней после поставки на распределительный центр.
В последние годы предпринималось много попыток возрождения потребкооперации, которая была необычайно развитой еще в дореволюционной России и в советское время на примере Заготконтор. Среди причин, которые этому мешают - заинтересованность торговых сетей часто с вязаных с властями, именно в крупных поставщиках.