Рассказы О. Генри будто специально созданы для экрана, но при этом режиссеры обращались к творчеству писателя крайне редко: фильмов по мотивам его новелл – раз, два и обчелся. Поэтому каждый заслуживает самого пристального внимания. И уж, разумеется, заслуживает внимания фильм Леонида Гайдая «Деловые люди».
В начале 1960-х годов Гайдай снял две короткометражки с участием Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова – «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», которые моментально сделали его популярным. Зрители и дирекция киностудии просили, чтобы режиссер и дальше снимал фильмы о приключениях полюбившейся троицы. Но Гайдай не хотел стать заложником своих героев, и когда встал вопрос о съемках новой картины, решил уйти от советского быта и снять что-нибудь из зарубежной классики. Тогда он вспомнил о любимых рассказах О. Генри, и вскоре сценарий альманаха, состоящего из нескольких новелл, был готов. Фильм запустили в производство, ведь в 1962 году отмечалось столетие писателя, и лента к его юбилею была очень кстати.
Сначала фильм должен был носить название первой новеллы – «Дороги, которые мы выбираем». Но в процессе съемок картина стала называться «Деловые люди» – по названию одного из сборников О. Генри. Что интересно, ни один из рассказов, взятых за основу сценария альманаха, не имел отношения к данному сборнику. Какие же рассказы решил экранизировать Гайдай? Можно предположить, что он сразу же сделал выбор в пользу «Вождя краснокожих» -–одного из самых известных рассказов писателя и по сути очень «гайдаевского». Двумя другими новеллами альманаха стали рассказы «Дороги, которые мы выбираем» и «Родственные души». И этот выбор по сей день вызывает удивление и недоумение критиков, которые считают их мягко говоря не совсем подходящими для творчества Гайдая.
Действительно, достаточно мрачная новелла «Дороги, которые мы выбираем», которая открывает киноальманах, мало напоминает нам искрометные гайдаевские комедии. Это рассказ о ковбоях-грабителях, главная мысль которого – деньги и власть губят душу и подталкивают людей на преступления. В ролях Боба и Акулы блеснули малоизвестные актеры Александр Шворин и Владлен Паулус. Зрители приняли эту новеллу неоднозначно, но фраза «Боливар не вынесет двоих» запомнилась и стала крылатой. Нужно отметить, что эта короткометражка - по сути, первый советский вестерн, ведь до нее в СССР не снимали ни одной ленты о ковбоях. Гайдай стал родоначальником этого жанра в советском кино.
Вторая новелла «Родственные души» - блистательный дуэт двух прекрасных актеров Ростислава Плятта и Юрия Никулина. Оба они уже снимались ранее у Гайдая: Никулин прославился в роли Балбеса из знаменитой троицы, а Плятт сыграл одну из ролей в картине "Жених с того света». Рассказ «Родственные души» будто специально создан для этих актеров, и Гайдай с удовольствием утверждает на главные роли своих любимцев. Образы незадачливого вора и солидного обывателя, сдружившихся на почве ревматизма, стали яркими ролями в биографиях обоих актеров.
К слову, со съемками этой короткометражки связан один забавный эпизод, о котором рассказывал в своей книге Юрий Никулин. В какой-то момент им с Пляттом нужно было рассмеяться, а у них это никак не получалось. Казалось бы, обычная актерская задача, а у них не получается, и все! Тогда Гайдай остановил съемку, попросил выключить в павильоне свет и, рассердившись, сказал, что совсем отменит съемку и расходы запишет на счет актеров, если через пять минут они не возьмут себя в руки и не рассмеются. По словам Никулина, после такого поступка режиссера, они не могли не то что смеяться, даже улыбаться. Договорились рассказывать друг другу анекдоты – нулевой эффект. Никулин начинает рассказывать, Плятт знает этот анекдот и готов продолжить, начинает рассказывать Плятт – все с точностью до наоборот. Тут в павильон вошел директор картины и спросил режиссера, рассмеялись герои или нет. Неожиданно Плятт выдал: «А вы покажите нам свой голый пупырчатый живот, вот мы и засмеемся!». Эта фраза вызвала неожиданно бурю смеха в группе, и этот смех передался актерам. Все начали безудержно хохотать. Гайдай тут же приказал оператору снимать, и именно этот вариант вошел в картину.
Рассказывал Никулин и еще об одном эпизоде. Во время подготовки к ночной сцене съемочная группа ехала по пустому городу, и актер, надвинув шляпу на глаза, шутя приставил кольт к виску шофера, давая команды, куда тому поворачивать. Неожиданно в районе Арбата им перегородили дорогу милицейские машины, и вооруженные оперативники потребовали остановиться. Оказывается, милиционер-регулировщик заметил, как Никулин держал кольт у виска водителя, и заявил о «нападении» дежурному по городу. Пришлось съемочной бригаде объяснять свое поведение оперативникам и обещать, что больше никто из актеров не будет шутить с оружием и вводить стражей порядка в заблуждение.
Первая и вторая новеллы длились на экране по 15 минут. А вот третья, «Вождь краснокожих», занимала в картине центральное место и длилась вдвое больше, чем обе первые, вместе взятые, – 50 минут. Людей, которые не читали этот рассказ и не знают, о чем он, крайне мало. Аферисты Сэм и Билл, роли которых сыграли Георгий Вицин и Алексей Смирнов, задумали совершить преступление, которое должно их обогатить: украсть мальчика Джонни и потребовать за него выкуп. На наших глазах дело принимает совершенно иной оборот, и вот уже герои на все готовы, только бы вернуть измучившего их мальчишку.
Исполнителя роли «вождя краснокожих» Гайдай искал очень долго. Даже рассматривал кандидатуру Надежды Румянцевой (Тося в «Девчатах»). В результате же Джонни сыграл двенадцатилетний Сережа Тихонов. Мальчик настолько вжился в образ, что, казалось, он не играет, а вот он такой и есть! Разграничить, где Сережа, а где его герой было невозможно!
Неслучайно после выхода картины за мальчиком закрепился образ хулигана, и впоследствии режиссеры видели его только в таком амплуа. Так, через два года Сережа стал Мальчишом-Плохишом, согласившимся стать предателем за банку варенья и корзину печенья в «Сказке о Мальчише-Кибальчише», а в 1967 году юный актер предстал перед зрителями хулиганом Утюгом в фильме «Дубравка». Но звездным часом Сережи стал, конечно, фильм «Деловые люди», где он ничуть не уступал своим знаменитым партнерам. Немудрено, что мальчик мечтал об актерской карьере и после окончания школы решил поступать во ВГИК. Но попытка оказалась неудачной: юношу в институт не приняли, и он отправился служить в армию. К сожалению, его судьба сложилась трагично: он погиб, попав под трамвай, в возрасте 21 года.
Проанализировав все новеллы альманаха «Деловые люди», можно предположить, что у Гайдая изначально была задача продемонстрировать в этом фильме все грани юмора: провести зрителя от мрачного начала через веселую середину к бурлескному финалу. Возможно, это своеобразный фокус режиссера: зритель начинает смотреть кино, настраиваясь на серьезный лад, но постепенно он невольно начинает улыбаться, и вот уже хохочет в полную силу.
Кроме того, в составе картины оказались как бы три самостоятельные короткометражки, созданные в разных жанрах, что, вероятно, также было интересным опытом для Гайдая.
«Деловые люди» - уникальный фильм в творчестве режиссера. Во-первых, это единственная комедия Гайдая, снятая на черно-белую пленку: в такой манере он снял еще лишь новеллу «Трижды воскресший» и некоторые эпизоды «Ивана Васильевича…». Во-вторых, действие этой ленты полностью происходит за границей, что редкость для Гайдая: среди последующих его фильмов за рубежом происходило лишь действие комедии «За спичками!». Ну и в-третьих, это единственная картина, где Гайдай был единственным автором сценария, а не соавтором.
Есть и еще одна уникальная особенность этой ленты: «Деловые люди» - единственный фильм Гайдая, который худсовет принял практически в первозданном виде без каких-то существенных замечаний, при этом похвалив режиссера за открытие новой «комедийной звезды» – Алексея Смирнова.
Фильм «Деловые люди» занял достойное место в творческой биографии Леонида Гайдая. И пусть он не столь популярен, как «Операция Ы» или «Бриллиантовая рука», но у него безусловно имеется собственное очарование. К тому же не так много в истории советского кино фильмов, созданных по мотивам новелл О. Генри.
В нашем издательстве сборник рассказов писателя «Вождь краснокожих» вышел в серии «Детвора». В сборник вошли рассказы «Вождь краснокожих», «Принц с большой дороги» и «С курьером». Все они объединены героями-детьми. Рассказы О. Генри изучаются в школе и рекомендованы для внеклассного чтения.
Посмотреть сборник рассказов О.Генри на сайте издательства "ЭНАС-КНИГА".
Приглашаем ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ.