Найти тему
Искусство Звука

Сокровища старинной музыки. Мадригалы Клаудио Монтеверди

Название Мадригал происходит от итальянского madrigale и от латинского matricale — песня на родном (материнском) языке) — это небольшое музыкально-поэтическое произведение, как правило любовно-лирического содержания. Мадригал начал развиваться в эпоху Раннего Возрождения (XIV век) в поэтическом творчестве Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Франко Саккетти, у композиторов итальянского Ars nova Якопо Болонского, Франческо Ландини и других. В период позднего Возрождения (XVI век) мадригал — многоголосная вокальная пьеса обычно для 4 или 5 голосов (реже на большее число голосов, вплоть до 10), как правило, в строфической форме. В Италии XVI века мадригал — основной жанр для различных творческих экспериментов композиторов, особенно в области сочетания поэзии и музыки (в том числе, звукописи, так называемых «мадригализмов»), место испытания новых приёмов композиционной техники, категорий гармонии, ритма и формы.

Клаудио Монтеверди, ок. 1597, автор неизвестен, (Музей Ашмола, Оксфорд). Самый ранний из известных портретов Монтеверди. Здесь композитору около 30 лет, портрет написан в Мантуе.
Клаудио Монтеверди, ок. 1597, автор неизвестен, (Музей Ашмола, Оксфорд). Самый ранний из известных портретов Монтеверди. Здесь композитору около 30 лет, портрет написан в Мантуе.

Выдающимся явлением в истории музыкальной культуры эпохи раннего барокко было творчество великого итальянского композитора Клаудио Монтеверди. Клаудио (Джованни Антонио) Монтеверди родился в городе Кремоне в семье врача и был крещён 15 мая 1567 года. Он получил серьёзное образование, окончил Кремонский университет. Обширные музыкальные познания Монтеверди приобрёл, занимаясь с капельмейстером Пьемонтского собра Антонио Индженьери.

Творчество Монтеверди, во многом новаторское, в истории музыки знаменует переход от эпохи Возрождения к эпохе барокко. Композитор работал во многих жанрах светской и церковной музыки. Наиболее примечательны его мадригалы и оперы. До 40 лет Монтеверди работал преимущественно в жанре мадригала (всего 8 сборников - "книг"; девятый, неавторский сборник издан посмертно).

Монтеверди утверждал, что музыка призвана выражать три душевных состояния: нежность, сдержанность и взволнованность и что первые два ему встречались в многочисленных примерах, а заслуга открытия третьего, «взволнованного», стиля принадлежит ему лично.

Монтеверди творил, в эпоху, производившую кардинальную смену стилей в музыкальном искусстве. Гармоничность и уравновешенность— эстетический идеал Возрождения — не отвечали больше появившейся потребности выразить в музыке человеческие страсти во всей их напряженности. Хоровую полифонию начинает вытеснять сольное пение с инструментальным сопровождением, монодия. В сложном процессе поисков средств индивидуализации музыкальной речи, Монтеверди, создателю музыкальной драмы, принадлежит ведущая роль. Этот путь исканий и свершений, путь от Возрождения к Барокко, нигде, пожалуй, не отражен так наглядно, как в восьми книгах мадригалов, которые композитор начал писать в молодые годы и которым остался верен до последних лет жизни.

Музыканты, картина Абрахама Боссе 1635 года
Музыканты, картина Абрахама Боссе 1635 года

Первое непосредственное впечатление от музыки мадригалов— красота их звучания. Мелодии Монтеверди не слепо следуют за каждым произносимым словом, а раскрывают внутреннее содержание текста, драматический смысл поэтического образа. Это живая выразительность фразировки, соединяющей естественность речевой интонации с мелодической красотой чисто музыкального свойства. Слово, его смысл, его интонация занимают важнейшее место в творческой концепции Монтеверди. «Устраните слово, — писал Монтеверди, — и, как тень без души, музыка утратит наиболее существенную свою принадлежность».

Шедевр монтевердиевской лирики «Sfogava con le stelle» (четвертая книга, 1603 г.) посвящен теме неразделённой любви: измученный, страстью человек, глядя в ночное небо, изливает свои страдания звездам.

Sfogava con le stelle

Lamento della Ninfa

Повествование о судьбе покинутой девушки во вступительном и заключительном разделах мадригала составляет контрастное обрамление к центральному эпизоду — горестным жалобам нимфы. Все три краски — сопрано, мужское трио и инструментальное сопровождение — нигде не смешиваются, существуя как самостоятельные тембровые характеристики.

Interrotte spearanze  (Book VII)