Архетипы — это устойчивые схемы человеческого поведения, которые воплощаются в типовые персонажи литературы и кино. Вот краткий список распространенных архетипов.
Герой
Главная фигура повествования.Это персонаж, которому предстоит болше всего узнатьи и чье путешествие самое длинное. Классический главный герой — человек, жертвующий своими иделаами ради чего-то большего.
Тени
Злодеи и враги, а также подавленная сторона личности героя, например, способность к злым делам. Иногда в истории нет злодея или антагониста, но тогда герою приходится преодолевать нехватку чего-то, препятствие, действие природных сил, которые и становятся для него тенью.
Наставники
Проводник и наставник героя, его путеводные принципы или интуиция.
Вестники
Люди или события, побуждающие героя к действию. Задачу доставить весть может перепоручаться наставнику, оборотню или тени. Иногда для этого создается отдельный персонаж.
Привратники
Стражи на пути героя у важных рубежей, в том числе враги-завистники, собственный страхи и сомнения и собственно привратники по долгу службы. Герой при помощи уловок, обаяния, маскировки или иных уловок клоняет их на свою сторону
Оборотни
Персонажы, способные менять свой облик. Символы того, что наши личности и настроения подвержены непредсказуемым изменениям. Даже герои могут облачаться в маску оборотня, чтобы скрыть свое истинное лицо и миновать привратников или “побывать в чужой шкуре” и понять, как кому-то живется. Яркий пример — главный герой в фильме “Тутси”.
Плуты
Переворачивают нормальный порядок в обществе, чтобы обнажить его недостатки. Это может быть и персонаж второго плана, и главный герой, как, например, Тиль Уленшпигель, средневековый герой-проныра.
Союзники
Персонажи, помогающие герою. Это друзья, возлюбленные, помощники, которых похищают, убивают или обижают, чтобы побудить героя к действию и вызвать сочувствие у читателя.
К.Воглер, Д.Маккена “Секреты создания структуры персонажей в сценарии”