Разделенных народов на Земле немало, и большинство из них так или иначе представляют собой «хворост истории», который иногда загорается в самый неожиданный момент. Но неожиданный ли?.. Если говорить о нашем времени, очевидно, что процессы, запущенные с распадом советского блока, и еще ранее — с распада колониальных систем, отнюдь не окончены. Карта мира с 1991 года пополнилась почти тремя десятками государств! Несколько событий последнего времени могут продемонстрировать, как работают явные и тайные механизмы, взрывающие границы государств.
30 сентября 2018 года в Македонии прошел референдум по поводу одобрения курса страны на вхождение в НАТО и ЕС. Характерно, что референдум, не набравший 50 процентов явки, объявлен состоявшимся — так как большинство из явившихся проголосовали в нужном внешнему модератору ключе, фактически, за вассальный статус страны по отношению в Евросоюзу.
В Венгрии в аналогичной ситуации, при явке меньше 50 процентов, референдум по вопросам миграции был объявлен не состоявшимся, так как большинство из пришедших не поддержали воли «глобального суверена» — высказались против миграции. Цинизм трактовок референдумов в ЕС поражает — одинаковые случаи в одном и том же году трактуются диаметрально противоположно! В венгерском случае референдум объявлен не состоявшимся, поскольку не учтено мнение не пришедших, в македонском мнение почти 60 процентов не пришедших никого не интересует.
Необходимо также вспомнить событие, касающееся так или иначе всех нас — выборы в самопровозглашенных республиках Донбасса.
РАЗДЕЛЕННЫЕ ДОМА
Объединяет эти события, помимо лежащей на поверхности геополитической логики — борьбы за сферы влияния, скрытая логика государственности как института существования народов. Есть народы, не имеющие государственности. Они живут в странах, чуждых им этнически — или в одной, как каталонцы или шотландцы, или разбросаны по нескольким, как курды, ассирийцы или баски. Есть и народы, имеющие больше одного государств, где они или их культура обозначены как титульные, указаны в конституциях.
К последней категории можно отнести русский народ, имеющий абсолютное или относительное большинство в России, Украине, Белоруссии, а также Донецкой и Луганской народных республиках, Приднестровской Молдавской республике. Во всех этих государствах этнические русские составляют относительное большинство населения и (или) русский язык является государственным. Даже на Украине закон о региональных языках, обозначающий в том числе и права русского языка в части регионов Украины, формально до сих пор не отменен.
К разделенным народам можно отнести и осетин — с учетом наличия административной автономии в России (республика Северная Осетия-Алания) и частично признанной Республики Южная Осетия. В эту группу попадают и арабы, составляющее население нескольких ближневосточных и североафриканских государств, корейцы (Республика Корея и КНДР), турки (собственно Турция и признанный де факто Северный Кипр), греки, сербы, занимающие ведущее положение не только в Сербии и Республике Сербской, но, в общем-то, и в Черногории.
Достаточно интересно положение немцев, имеющих де факто несколько государств: ФРГ, Австрию, Лихтенштейн, Люксембург, частично Швейцарию, не говоря уже о вопросе с немцами Силезии и особенно Судет в Чехии. Судьба немцев, кстати, тесно связана с сюжетами мировой историей, касающимися России.
В создании и разделении крупных народов и государств роль могут играть множество факторов. Способствующими сепаратизму территорий от центра и между собой могут быть четыре группы причин. Экономические — величина ВВП, доходов, наличие ресурсов. Политические — неудачные административные границы, отделяющие слишком большой субъект внутри страны. Опыт России наглядно продемонстрировал пагубность такого деления — слишком большие Украинская ССР, Казахстанская ССР и РСФСР взорвали Советский Союз изнутри. Несколько парадоксально, но именно наличие отдельно оформленной РСФСР в границах СССР позволило сепаратистам — Борису Ельцину и компании — создать параллельные структуры власти и оставить Михаила Горбачева президентом без страны!
Культурные и географические причины еще более разнообразны. Например, наличие опыта государственности, как у провинций итальянского севера, или географическая удаленность основной территории, например, владений России в Америке, подогревают потенциальный или фактический сепаратизм — создание Лиги Севера в Италии и продажу Аляски.
СКРЫТЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Тем не менее, объективные предпосылки — одно, но реалии вносят свои коррективы. При примерно одинаковых факторах, одни территории успешно объединяются, другие государства не менее эффективно раскалываются…
Сепаратизм — явление не новое, имеющее многовековую историю, начиная с причин, по которым, например, Египет как территория периодически проявлял неукротимую «строптивость». Египет, как Колобок из русской народной сказки, «убегал» от Ассирии, Персидской и Римской империй, Византии, раскалывал Арабский Халифат, наконец — выходил из Османской империи и цеплявшейся за Суэцкий канал Великобритании. Основные причины тому — самодостаточность, географическая изолированность и контроль над стратегическим ресурсом — зерном.
Южный Судан, Донбасс, Шотландия, Каталония, Курдистан, Косово, Крым — список отделившихся или начавших процесс обособления территорий можно продолжать долго. Реакция же на них ООН, США и их союзников и вассалов существенно разнится — в зависимости от соображений «высшего порядка», исповедуемых державами, практически безальтернативно контролировавшими миропорядок с 1991 по середину нулевых годов.
Скорее всего, в создании или разрушении государств, кроме объективных, работают скрытые, внешние механизмы. Тайные пружины приводят к явному несоответствию между потенциальной и фактической интеграцией территорий и частей одного и того же народа…
Несколько примеров продемонстрируют на практике примеры поощрения объединения или наоборот — бескомпромиссного сопротивления таковому. Сопротивления не всегда видимыми, но достаточно ощутимыми силами.
Прежде всего, это пример Германии, которой долгое время не было позволено объединяться: по условиям Версальского мира в 1918 году (как и после 1945-го) имелся запрет на «Anschlus» (поглощение). Победители предполагали, что обе германские империи — кайзеровская и австрийская, точнее, то, что от них осталось, будут иметь тягу к объединению.
Собственно, Адольф Гитлер после занятия Рейнской Области и Саара осуществил в 1938 году мечту и консерваторов, и либералов Германии и Австрии, воссоединив страну. В самом факте объединения одного народа и уже сильно интегрированных экономик не было ничего ненормального, вопрос в том, что Гитлер и компания творили потом...
Во всяком случае, в 1938 году была Австрия присоединена к рейху. Плебисцит об этом состоялся постфактум и с довольно смешным бюллетенем, в котором голосующих спрашивали об их отношении к уже свершившемуся воссоединению. Причем кружочки для пометок перед ответами «да» и «нет» были разного размера — указательно и четко, чисто по-немецки…
Но это была хоть какая-то процедура, в отличие от абсолютно неправового поглощения ГДР ФРГ 3 октября 1990 году, скорее напоминающего оккупацию — с поражением жителей ГДР в правах на 10-20 лет! Для них был установлен так называемый Beruftsverbot — запрет на профессию. Работники образования, управления, внутренних дел без всякого решения суда и компенсации до сих пор лишены в ФРГ права на работу по профессии! Есть ли какая-то реакция западных правозащитников на это ущемление прав восточных немцев? Конечно, нет, ведь ФРГ под руководством идущей на пятый срок канцлерин вносит более 75 процентов взносов в бюджет ЕС…
А ведь ГДР относительно ФРГ была в целом самодостаточна: население — 16,1 миллионов человек, площадь — 108,3 тысяч квадратных километров, против 64,6 миллионов человек и 248,5 тысяч квадратных километров в ФРГ.
И оба раза объединение германских территорий приветствовалось «со стороны» — первый раз в 1938 году странами Антанты, в 1990-м — теми же державами. Это имело абсолютно одинаковую цель — укрепление Германии как единого целого, способного противостоять России, как бы она в это время ни называлась. Однако стоит отметить, что в 1990 году особую позицию занимали Франции и Великобритания, особенно «железная леди» Маргарет Тэтчер, назвавшая поглощение ГДР началом строительства Четвертого Рейха. Но, учитывая более глобальные задачи единственного на тот момент суверена — США, исторические разборки европейских вассалов в расчет не брались. А может, и зря… Сегодня «четвертого германского рейха» весьма актуальна.
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЗРАКИ
Другие примеры демонстрируют, скорее, обратную волю великих держав или мощных соседей в духе политики «divide et impera» — «разделяй и властвуй». А в контексте действий наших «партнеров» на Западе уместно добавить — «разделяй, стравливай и властвуй».
Курды — народ в 25-30 миллионов человек. Очень древний — например, в их языке слово «бык» сопоставимо с шумерским «гамеш», отсюда и имя древнего героя Гильгамеша. Этот народ, расселившийся на стыке Турции, Ирана, Ирака и Сирии, язык и вера которого насчитывает не менее 35 веков, не имеет собственной государственности. Объединиться и создать свое государство курдам мешают как внутренние — скажем, амбициозность некоторых их лидеров, так и внешние причины. «Курдскую карту» используют приграничные государства и, до последнего времени, использовали США. Хотя они тоже в создании единого курдского государства не заинтересованы. Тому есть объективная причина, не зависящая от доброй или злой воли Государственного Департамента, курирующего внешнюю американскую политику. Ведь еще Рене Декарт — один из основоположников современной научной картины мира, писал, что цифры не управляют миром, но показывают, как он управляется…
Курдское население даже «большого Курдистана», этногеографической области, занимающей площадь в 350 — 400 тысяч квадратных километров, составляет 25 — 30 миллионов человек. А ведь проект единого курдского государства напрямую затрагивают как минимум интересы Ирака, Ирана, Турции и Сирии, совокупно имеющих население (включая курдское) более 200 миллионов человек при территории более чем три миллиона квадратных километров. То есть, у противников «Большого Курдистана» в пять — шесть раз больше населения и в семь — восемь раз площади.
Это соотношение безусловно учитывают игроки, осуществляющие свои проекты в регионе. О чем автор статьи и предупреждал курдских собеседников на открытии курдского культурного центра в Санкт-Петербурге. Амбиции по созданию «Малого Курдистана» в Ираке еще имеют под собой какой-то базис, но публичные заявления курдов о перспективах «большого» проекта моментально сплотят близлежащие страны, которые, кроме прочего, будут давить и на руководство России. Так в целом и случилось — внешние игроки при помощи своих инструментов влияния не позволяют осуществиться курдскому проекту. Так Мосул — один из центров иракского Курдистана — взят под контроль центральным правительством в Багдаде. Видимо, сильные мира сего перевели шестеренки невидимого глазу механизма и проект курдского государства был заморожен…
Другим исторически разделенным народом, без сомнения, являются арабы. Упоминание Багдада обращает нас к истории огромного образования, которое управлялось из этого города на протяжении столетий — Арабского Халифата, разделившегося позднее на несколько государств. Не говоря уже о том, что не угасла память о существовавшей с 1958-го по 1961 год (формально до 1971-го) Объединенной Арабской Республике.
ОАР объединяла Египет и Сирию, определенный интерес к участию в этом проекте проявляло руководство Йемена, а позже — правительства Ирака, Ливии и Алжира. Однако объединение арабских государств, контролирующее более чем значительные нефтегазовые ресурсы, никак не устраивает условный Запад. Работу по углублению противоречий в регионе, стравливанию государств ведущие страны Запада вели, так или иначе, начиная с крестовых походов. Однако особенно актуально это стало после наступления нефтяной эры.
А наши дни идею даже не ОАР, а халифата возродила запрещенная в РФ организация «Исламское государство» (ИГ). Его геополитические амбиции превосходят даже ту территорию, которую единый халифат занимал в пору высшего расцвета. И первое время, в период успехов ИГ, казалось, что оно может добиться своего. Сейчас, не без активного участия России, эти проекты потерпели крах.
КТО МЕШАЕТ СЕРБАМ
На Балканах тоже есть пример народа, борющегося за воссоединение, тем более важно, что он дружественен России. Речь идет о сербах. Президент Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины (БиГ) Милорад Додик заявил 22 марта: «Настало время реабилитации и объединения сербского народа-страдальца. Сегодня сербы должны сплотиться вокруг двух своих государств, существующих в данный исторический момент, — Сербии и Республики Сербской».
Однако, по словам Зорана Радойичича, мэра Белграда: «Надо понимать, что на сербов в Республике Сербской постоянно оказывается давление со стороны мусульманской части БиГ, со стороны США и ЕС». Действительно, единственное желание мусульманской части в том, чтобы Республика Сербская исчезла, растворилась. Власти БиГ ведут дело к унитарной стране, в которой сербам места не будет. В такой атмосфере жить нельзя. Радойичич отметил, что отделение Республики Сербской от БиГ может произойти «посредством референдума народа РС о независимости их республики».
Возможность объединения сербов в едином государстве явно не соответствует целям Запада — ослабить восточно-христианскую цивилизацию в целом. Тем не менее, при ослаблении влияния внешних сил, это реально. Население Сербии и Республики Сербской составляет 8,2 миллиона человек при территории более 113 тысяч квадратных километров, что в разы превышает население и площадь оставшейся Боснии — 2,7 миллионов при 26 тысячах квадратных километров.
Однако внешние силы явно мешают сербам объединиться. Создание склеенного из обломков Югославии образования — БиГ — держится на Дейтонских соглашениях, подписанных больше двух десятилетий на американской военной базе. Как говорится, комментарии излишни... А вот России было бы крайне выгодно хотя бы частичное восстановление единства Сербии — надежного союзника на Балканах. Более 30 дивизий вермахта сковывали сербы в 1940 — 1944 годах, самостоятельно освободив более 25 процентов своей территории, истощая германские коммуникации. С учетом реалий современности, такой фактор не может быть лишними...
К слову, получившая независимость при поддержке спецслужб Германии Хорватия, как, впрочем, и Словакия — моментально объявила немецкую марку своей валютой. Те же структуры, из одной и той же страны, теми же методами расчленяли Югославию и Чехословакию в 1990-е годы, как и в конце 1930-х годов. Поменялось только одно — название. В 1930-е годы это был Третий рейх под руководством фюрера Адольфа Гитлера, а сегодня это как бы демократическая Германия, пославшая свои самолеты-разведчики в небо в момент удара НАТО по Югославии.
СИЛА ПРАВА И ПРАВО СИЛЫ
Переворот на Украине стал катализатором дезинтеграции страны, сходным с событиями на Балканах. Канва и история данных событий достаточно освещена за последние четыре года в источниках разных направлений.
В России даже для бывалых людей стали шоком кадры руководства украинским кабинета министров вице-президентом США Джозефом Байденом. Однако для автора статьи, экономиста по образованию и роду деятельности, важны документы. В решении кабмина Украины по приватизации стратегических предприятий обозначено, что допуск к участию полагается компаниям из США, Великобритании и Канады. Понятно, почему нет возможности для компаний из России, по крайней мере, официально. Но то, что к скупке украинских активов в 2014 — 2015 годах не допускались даже компании с континентального Евросоюза, симптоматично и достаточно. Не важно, чей развивается флаг — смотри, кому в документах предоставлены преференции, льготы, и поймешь, кто хозяин положения, кто истинный Суверен.
События на Украине имеют отношение к проблеме русского разделения. Население ДНР, ЛНР и России вместе составляет около 152 миллионов человек, не считая мигрантов с Украины после 2014 года. Население, оставшееся на Украине после экономического краха (например, производство там вагонов упало на 90 процентов, автомобилей на 95 процентов) оценивается в 30 — 32 миллиона, при несопоставимой площади и ресурсах. Это, с учетом других факторов — разницы в ВВП, вооружениях, коммуникациях, образовании и так далее — залог того, что как только внешние силы ослабят управление невидимыми или весьма даже видимыми шестеренками в механизме наднационального управления, реинтеграция как минимум Донбасса с Россией практически неизбежна. Новым властям на Украине, которые будут обладать хотя бы минимальной субъектностью, независимой политикой, придется договариваться с Москвой с взаимными уступками. Но это уже другая история.
Какие же из разделенных народов объединяться в едином доме, который в отличие от библейского «разделенного дома», должен устоять, а какие останутся раздроблены?.. Не только политическая история и география вращает бесконечное колесо, наравне с ними скрытые от глаз шестеренки механизмов, управляемых изнутри и извне, создают и дробят государства, стирают целые нации.
Никакие бумаги, тем более джентльменские соглашения, не способны предусмотреть эти процессы. Никакого международного права не существует в геополитике — это пора бы усвоить нашим дипломатам и политологам. СИЛА ПРАВА, в конечном счете, существует в международных отношениях только и тогда, когда она подкрепляется заинтересованностью всех сторон в договоре, и когда она подкрепляется ПРАВОМ СИЛЫ. И никак иначе.
«Секретные материалы 20 века» №23(513), 2018. Роман Данилко, журналист. Санкт-Петербург