Многое из психологии можно объяснить с точки зрения настоящего момента. Важно то, как мы воспринимаем наш опыт и реагируем на него мгновенно.
Психология также подверглась чрезмерному влиянию прошлого, оглядываясь назад, чтобы понять чудо человеческой мысли и личности. Нам говорят, что мы являемся смесью генетических программ, переданных из прошлых поколений, и воспоминаний об опыте, накопленном за нашу жизнь.
Но, по словам Мартина Селигмана, ведущего авторитета в области позитивной психологии, мы недооцениваем влияние будущего. Люди по своей природе «перспективны», говорит он. «Именно прогнозирование и оценка будущих возможностей для направления мыслей и действий является краеугольным камнем человеческого успеха».
Его новая книга «Проспект человека», написанная совместно с профессором психологии Роем Баумейстером и профессорами философии Питером Рэйлтоном и Чандрой Шрипадой, является попыткой повернуть объектив психологии в будущее, открывая дверь для лучшего понимания наших мыслей и эмоций.
Перспективное мышление о человеческом функционировании приводит к некоторым интересным изменениям в нашем взгляде. Например, мы думаем о своей памяти как об инструменте для записи прошлого опыта, но многочисленные исследования показали, насколько дефектными могут быть наши воспоминания и как легко они могут быть переписаны. Если память - это записывающий инструмент, то он плохой.
Думая о будущем, Селигман и его соавторы предполагают, что роль памяти состоит не в том, чтобы помнить прошлое, а в том, чтобы подготовить нас к будущему. Наши воспоминания - это не точные записи того, что произошло, а рассказы, которые мы придумываем «для прямого руководства мыслью и действием».
Память для выполнения
Наши эмоции, которые мы склонны воспринимать как ответ на события, могут также быть связаны с тем, чтобы направлять нас в будущее. Наши эмоциональные реакции (страх, гнев, сожаление, грусть или радость) переживаются внутренне в организме, подготавливая нас к тому, что грядет, «а не просто для того, чтобы зарегистрировать реакцию на то, что я присутствую сейчас или на то, что было раньше».
Что делает перспективную теорию революционной, так это не идея о том, что человеческое поведение руководствуется эмоциями, а идея о том, что человеческое поведение руководствуется «ожидаемыми эмоциями». Наш эмоциональный опыт помогает нам лучше предсказать, как наш выбор и опыт заставят нас чувствовать себя в будущем, и это мотивирует наше поведение.
Линза проспекта дает нам новый способ мышления о том, что значит быть человеком (отсюда «Гомо проспект», а не «Гомо сапиенс») с последствиями того, как мы рассматриваем блуждающий ум (как мы разрабатываем «когнитивные карты», чтобы помочь нам ориентироваться). Отношения -это, как мы строим эти карты не индивидуально, а в сотрудничестве с другими. Свободная воля - детерминизм становится несколько неактуальным, если мы признаем, что быть человеком - значит жить в мире будущих вероятностей).
Эволюционные преимущества
Одна из самых интересных глав в книге - «Творчество и старение» с участием Марии Форджард и Скотта Барри Кауфмана. С эволюционной точки зрения было бы легко предположить, что будущее важно только до момента размножения, и психология провела много исследований, чтобы показать, как креативность и когнитивные функции снижаются с возрастом. Но эта глава указывает на эволюционные преимущества творчества на протяжении всей нашей жизни, обеспечение экономической безопасности и стимулирование инноваций для создания лучшей жизни для наших детей.
Человеческая раса продвинулась благодаря нашей способности передавать инновации из поколения в поколение, основываясь на нашем воображаемом стремлении удовлетворить их будущие потребности.
Это похоже на поворотный момент для области психологии, превращая курс в захватывающую и относительно неизведанную территорию. По крайней мере, приятно отпустить оковы нашего прошлого - мы можем выпустить часть психологического «багажа» из прошлого опыта и повернуть взгляд к горизонту, с уверенностью в том, что кто-то сильно зависит от вещей этого еще не произошло.