Современные родители увлечены ранним развитием детей. Стимул – желание вырастить выдающуюся личность. Самый лучший на свете ребенок уже родился, и теперь нужно, чтобы наследник (наследница) фамилии занял (а) свое место в мире по праву. Все родители, озабоченные ранним развитием детей, по моему субъективному мнению желают вырастить выдающуюся личность. Например, как Александр Пушкин. Я сама всегда считала раннее развитие детей крайне необходимым. Дети мои рождались один за другим в девяностые годы. Когда мои девчонки немного подросли, я с увлечением принялась разрисовывать стены, выжигать, рисовать, изготавливать игры, завешивать стены репродукциями известных картин. Такого термина, как «раннее развитие» я тогда не знала. В моду он вошел гораздо позже. Моей старшей дочери было приобретено пианино и приглашены преподаватели по музыке и французскому. Женщина понятия не имела, как можно учить такого маленького ребенка французскому, но деньги то надо зарабатывать! А я ей доверилась. Конечно же, я читала сказки Пушкина детям. Детство русского ребенка невозможно представить без стихов великого поэта. Во мне говорила любовь матери к детям. Просто я так понимала процесс воспитания, обучения. Родитель – это интуитивный педагог. Каждый поступает в силу своего разумения. Следовательно, это родительское разумение формируется гораздо раньше появления на свет собственных отпрысков. Недаром говорят: «Прежде, чем воспитывать детей, воспитайте родителей».
С моей старшенькой проблем никаких не возникало. С француженкой пришлось расстаться ввиду нецелесообразности ее присутствия, а английский пошел неплохо. Я со школы очень любила английский язык и оказалась в состоянии стать первым учителем для собственного ребенка. Моя дочь проявила замечательные способности. В 2 года 4 месяца, услышав один раз английское слово, мой ангел безошибочно его повторяла и не забывала. Забегая вперед, скажу, что все мои дети одарены музыкально, имеют способности к иностранным языкам, но такие яркие были только у старшей дочери. Оказывается, все, что я делала тогда, полностью укладывалось в рамки «раннего развития».
Интересно, а что поводу раннего развития думали родители маленького Саши Пушкина? Как они вырастили гения? Детство – это весна жизни, а что весной посеешь, то, как говорится, в итоге и пожнешь.
Детство Саши Пушкина – предания старины глубокой, но все-таки были исследования, воспоминания современников. Например, нам в школе не рассказывали о раннем детстве гения, а мне интересен именно этот период жизни поэта. Что влияет на ребенка, на его становление, развитие? Наследственность и социально-культурное окружение. О наследственности наших детей уже позаботились наши родители и мы сами, когда выбирали супруга и отца детям. Что выбрали, то выбрали. Теперь воспитываем плоды любви и изучаем наследственность. Социокультурное окружение – это мы сами и прочее окружение ребенка: наш социальный статус, наш образ жизни, привычки, амбиции, детские комплексы, нереализованные мечты.
Я читала, что Саша Пушкин был не самым любимым ребенком в семье. Мать больше любила других детей. В вузе преподаватель спросила меня, кого бы одного я спасла, если бы все мои дети одновременно тонули. Я ответила: «Младшую дочь». Младших любят, о них заботятся больше хотя бы потому, что они младшие. Они слабее, беззащитнее, милее, забавнее и очень к нам привязаны. А нам так это нужно, чтобы нас любили, потому что мы тоже недолюбленные. С детства. Оказывается, недолюбленные дети передают эстафету недолюбленности дальше. Когда я ожидала рождения сына, моя тринадцати летняя дочь сказала: «Ты будешь его любить больше, чем нас!» Тем не менее, друг Пушкина, Валентин Берестов, назвал этот период жизни поэта «златым». Саша жил в поместье, бегал, играл. В его жизни были няни Ульяна, Арина Родионовна и еще замечательная бабушка. В доме была замечательная библиотека. В гости к родителям приезжали известные люди. Родители Саши были образованными людьми, дядя – известный поэт. В анамнезе легендарный предок – Ганнибал, неординарная личность с неординарным характером. Вам приходилось обращать свой взор назад в прошлое своего рода, чтобы понять, а что оттуда пришло в наше настоящее, к нам, какие черты характера, способы реагирования, темперамент, склонности и талант мы унаследовали от своих предков? Я частенько вспоминаю своих родителей, размышляя о наследственности. Глядя на своих детей, я думаю о своей ответственности за то, какими они выросли. И с грустью размышляю о своей неосмотрительности при выборе спутника жизни и отца мои детям. «Бачили очи, шо куповали». У меня замечательные дети, но жизнь у нас могла бы быть и другой. Хотя, кто знает, пути Господни неисповедимы. Стоит ли грустить о том, чего нельзя изменить. Вот так и складывается наше социокультурное окружение. Некоторые дети растут как трава у матерей одиночек, выбивающихся из сил. А некоторые дети устают от бесконечной вереницы занятий в студиях раннего развития. Если ребенок постоянно занят, заорганизован, ему просто некогда играть, бегать, налаживать неформальные контакты с друзьями, выстраивать свою систему отношений. Почему то, когда говорят о раннем развитии, у меня в сознании возникает образ стимулированного развития. Видели ли Вы растение, произрастающего в горшке с переизбытком удобрения. Растение растет быстро, вытягивается, деформируется. Стебель получается тонким, хилым. Иногда от «закормленного» растения и плодов то не дождаться. А что происходит с ребенком в результате стимулированного развития? Какова цель родителей? Все образовательные манипуляции стоят денег. С одной стороны амбиции, а с другой – страх. На семью неотвратимо надвигается образовательный монстр – школа. Нужно быть на высоте или как минимум не хуже других. Хорошо, если ребенок без серьезных проблем здоровья, физического и психического, нормотипичный, а если ребенок по каким-то параметрам отстает в развитии. Что делать родителям? Без педагогической помощи тут не обойтись. Придется посещать педагогов, выполнять все рекомендации. Но тут опять проблема. Родители не могут или не хотят слышать педагогов, врачей, психологов. Конечно, некоторые дети способны частично скомпенсировать проблемы развития тем или иным способом. Так или иначе, они вырастут. А вот какой будет их жизнь – это уже вопрос.
Так что же такое ранее развитие детей? Я для себя вывела следующее. Раннее развитие ребенка – это создание среды развития, в которой ребенок чувствует себя защищенным, любимым, среды наполненной стимулами для сенсорного развития. К сожалению, наши дети живут в рафинированных условиях. Квартиры, ковры, стерильность во всем. А для жизни и роста так важно чувствовать жизнь всем своим существом. Ветер на лице, прикосновение солнечных лучей к коже, влагу дождя и холод снежинки. Вы боитесь выпускать на землю ребенка босиком, потому что там грязно, колко. Приведите в порядок планету. Или Вам проще купить новую коляску и ботиночки и чинно катать ребенка? Но он в этот момент не движется, не падает и не встает, чтобы идти дальше. Как важно для ребенка вовремя набрать вес, вовремя повернуться, встать, пойти и всегда чувствовать себя эмоционально наполненным Вашей любовью и в безопасности, потому что Вы рядом.
Чем хорошо было детство Саши Пушкина? Онслушал сказки, играл с ребятами, впитывал эту жизнь, постигая ее кожей, мускулами, запоминая глазами и осмысливая. Без нашего детства не было бы нас. Если с ребенком говорят об интересных фактах истории, читать энциклопедии, натаскивать на названия (потому что при приеме в школу спросят), то у нас и вырастет маленький академический червячок. Одно дело если пытливое дитя задает вопросы и само интересуется, и совсем другое, если мы по своей воле совсем юного дошкольника усаживаем за парту. К сожалению, не доигравший ребенок к моменту поступления в школу уже не хочет учиться или быстро выгорает. С ребенком нужно разговаривать. Малыши так это любят. Петь песенки, рассказывать сказки, бегать в догонялки, строить шалаши, смешно наряжаться и танцевать. Именно эмоциональное и психомоторное развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте определяет успех всей его дальнейшей жизни, его готовность к дальнейшему обучении. Оказывается раннее развитие ребенка – это развитие ребенка в ранний период его жизни и ничего более. Все должно быть своевременно. По моему мнению, развитию ребенка предшествует наше собственное развитие. Умеем ли мы играть, любим ли мы читать, внимательно слушать и вдумчиво отвечать на вопросы? Насколько мы сами эмоционально развиты и оптимистичны? Какой образ поведения и отношения к людям, к миру мы демонстрируем своим детям? Мир не идеален. Мы не идеальны. Наши дети не идеальны, но мы их так любим и желаем добра. Интересно, если бы некий автор принялся писать пьесу «Благоразумный родитель», в каком жанре она была бы написана: трагедии, комедии, фарса или социальной драмы.
По итогам всех этих размышлений желаю себе и Вам, дорогие родители, большого терпения и душевного здоровья. А если пожелаете прочитать о детстве Пушкина, рекомендую текст доклада Е. Егоровой «Детство Пушкина. Мифы и реальность» и ее художественную книгу «Детство Александра Пушкина».