Что такое душа? Есть ли в человеке самостоятельное духовное начало, независимое от физического тела, и продолжает ли наше "Я" разумное бытие после физической смерти?
Французский астроном Камиль Фламмарион (1842-1925) предпринял попытку научного исследования таинственных явлений, обычно считающихся чуждыми науке Ученый пишет о том, что на свете есть множество необъяснимых фактов, принадлежащих к области неведомого и таинственного:
- телепатия, или ощущения на расстоянии;
- явления умирающих;
- передача мыслей;
- видение во сне, предвидение будущего;
- предчувствия;
- некоторые необъяснимые шумы;
- поднятие на воздух предметов вопреки законам тяготения;
- движения и перемещения предметов без прикосновения к ним;
- явления, похожие на материализацию сил;
- реальные или кажущиеся проявления бестелесных душ и др.
Более четверти века он следил за этими явлениями, наблюдаемыми на всем земном шаре, и укрепился в уверенности, что они заслуживают изучения в духе беспристрастного исследования. Проведя критический анализ собранных фактов, ученый утверждает, что эти факты порождаются силами, пока еще неизвестными, и принадлежащими к миру невидимому.
Астроном Фламмарион уверен, что
"в космосе существует динамическое начало, невидимое и неосязаемое, разлитое по всей вселенной, не зависящее от видимой и весомой материи и действующее на нее. И в этом динамическом элементе зиждется разум выше нашего».
В своей книге "Неведомое" он приводит огромное количество фактов - описаний явлений умирающих, понимая под этим проявления умирающих, наблюдаемые близкими людьми наяву, а не во сне. Ниже приведены некоторые из них:
1. В одном из германских университетских городов в доме снимали квартиры студент-медик г. Фоглер и граф Шиммельман. Граф занимал нижний этаж, а Фоглер - верхний. Входные двери с улицы и лестница были у них отдельные. Однажды ночью Фоглер читал в постели. Вдруг он услыхал, что входная дверь внизу отперлась и опять затворилась; он не обратил на это внимания, подумав, что возвращается его друг. Однако через несколько минут он услыхал чьи-то шаркающие, как будто усталые шаги по лестнице; затем кто-то остановился у двери его комнаты. Он увидел, как дверь отворилась; но никто не вошел; шум шагов, однако, не прекращался, он ясно слышал шарканье по полу; шаги приближались к его постели. Но никого не было видно, хотя свеча ярко освещала комнату. Когда шаги остановились у самой постели, он услыхал глубокий вздох и сразу узнал вздох своей бабушки, которую оставил в Дании совершенно здоровой. В то же время он узнал и ее походку: то были точь-в-точь шаркающие, старческие шаги его бабушки. Фоглер заметил в точности час этого явления, потому что у него сразу мелькнуло предчувствие, что его бабушка умерла, и все это записал. Позднее письмом из отцовского дома его известили о неожиданной кончине бабушки, которая очень его любила. Смерть последовала как раз в замеченный им час. Таким образом, бабушка простилась с внуком, даже не подозревавшим о ее болезни.
2. Об этом случае Фламмариону рассказал в своем письме известный и уважаемый депутат Кловис Гюг. Он описал случай, который произошел с ним в 1871 году. Получилось так, что за написанную им статью, он попал в тюрьму св. Петра в Марселе. В тюрьме, на прогулке он познакомился с Гастоном Кремье, приговоренным к смерти. Они вели беседы о Боге и бессмертии души, и приговоренный пообещал, что когда его будут расстреливать, он подаст о себе весть. 30 ноября, на рассвете, Кловис Гюг был внезапно разбужен легкими глухими стуками в стол. Стуки прекратились и снова начались. Так было 2 или 3 раза. Позднее он узнал, что Гастона расстреляли.
3. Несколько монахов собрались на совещание в одном из залов монастыря. Вдруг ставня одного из окон захлопывается со зловещим скрипом. В ту же минуту кто-то из монахов, или несколько человек, вскакивают и восклицают: «Случилось несчастье! Наш настоятель умер!» Настоятель находился в то время за несколько километров от монастыря. На другой день монахи получили известие о том, что их настоятель действительно умер в тот самый момент, когда хлопнула ставня.
4. Следующий рассказ содержал описание таинственного случая, произошедшего ночью, когда отец и мать рассказчика были разбужены стуком шагов. Им казалось, что кто-то ходит по комнате в тяжелых сапогах. хотя никого не было видно. Спустя несколько дней пришедшее письмо содержало известие о смерти близкого родственника – брата женщины. Он очень любил свою сестру. Оказалось, что умер он именно в тот день, когда слышались шаги.
5. Рассказ военнослужащего Барлатье (декабрь 1890 г). Поутру, его мать сообщила: «Помяни мое слово, кто-нибудь умер из наших родных. Нынче ночью, в два часа, я была разбужена сильными стуками в стенку у изголовья моей постели. Я проснулась, и мне тотчас же пришла в голову мысль, что у нас в семье неблагополучно». Часов в десять того же утра они получили телеграмму, извещающую о серьезной болезни сестры Анжели, настоятельницы общины св. Марфы. Женщина заметила: «За этой телеграммой, наверное, последует другая, извещающая о смерти сестры». Так и случилось. В письме, полученном позднее, сообщалось, что ее сестра после болезни, продолжавшейся несколько дней, скончалась 30 декабря, в два часа ночи, то есть именно в тот самый час, когда женщина слышала стуки у своего изголовья.
6. Отец женщины, живший вдали от дочери, захворал. Хотя было известно, что он серьезно болен, в то время у него наблюдалось заметное улучшение здоровья. Однажды ночью женщина вдруг проснулась в испуге: ей показалось, что портрет отца, висевший напротив ее кровати, двинулся с места. В то же время ее охватил такой страх, что она не смогла заснуть. Посмотрев на часы, она увидела, что было ровно час пополуночи. Позднее оказалось, что ее отец умер в тот момент, когда она проснулась и увидела движущийся портрет.
7. Женщина, покинувшая родительский дом, находясь в другом городе однажды вечером (январь 1890 г) услышала, как ее окликнули три раза по имени: «Люсина, Люсина, Люсина!» Этот зов сопровождался резким скрипением двери на ржавых петлях. Женщина вспомнила этот скрип - так скрипела старая дверь в отцовском доме. И в этом зове ей почудился голос ее сестры. Всю ночь она волновалась печальными предчувствиями, а наутро получила известие о смерти сестры, скончавшейся накануне вечером.
8. Возле постели умирающего находились соседи и друзья, в молчании ожидавшие печальной развязки. Вдруг в стенных часах, не ходивших уже много лет, послышался небывалый шум, оглушительный стук, похожий на удары молотка по наковальне. Присутствовавшие испуганно встали, недоумевая, что бы это значило. «Сейчас увидите»,- сказал кто-то, указывая на умирающего. Немного погодя, действительно, он испустил дух.
9. 1886 год. Военнослужащий, проснувшийся от того, что кто-то его тряс , увидел свою родную бабушку, которая сказала слабым голосом: «Я пришла проститься с тобой, мой милый мальчик, ты меня больше не увидишь…» Видение продолжалось несколько секунд. Через некоторое время с почтой он узнал от родных, что его бабушка 76 лет умерла. Ее последние слова относились к внуку: «Я больше не увижу его». Ее смерть наступила в ту ночь, когда бабушка явилась мужчине.
Фламмарион проанализировал около 200 случаев явлений умирающих, многие из которых он проверил, наведя соответствующие справки, и был глубоко убежден, что невозможно видеть в них одни выдумки, сказки или галлюцинации со случайными совпадениями.
Гипотезу о том, что описываемые явления не более чем галлюцинации, совпавшие с чьей-нибудь смертью, ученый отбросил в виду ее несостоятельности по следующим причинам:
1) многие сообщения были проверены и подтверждены;
2) лица, рассказавшие об этих явлениях, заявляли, что находятся в нормальном состоянии здоровья и не подвержены галлюцинациям;
3) не рассматривались сообщения, которые, могли быть приписаны фантазии, самовнушению или различному роду галлюцинаций.
Анализ собранных фактов показал, что они очень разнообразны, наблюдались лицами всех состояний и степеней развития интеллектуального и морального, наблюдались как мужчинами, так и женщинами всех возрастов, во всех классах общества, людьми различных вероисповеданий, равнодушными скептиками или легковерными идеалистами, наблюдались повсеместно, во всех странах и во все времена. Фламмарион уверен, что самая строгая критика не может игнорировать эти факты и обязана считаться с ними.
По мнению Фламмариона эти явления немыслимо приписывать галлюцинациям, поскольку субъекты, испытывающие истинные галлюцинации имеют их многократно в течение жизни. Если б такого рода факты были галлюцинациями, иллюзиями, игрою воображения, то их оказалось бы значительно большее число без совпадений с чьей-нибудь смертью. А между тем наблюдается обратное.
Фламмарион утверждает: «Наблюдения эти слишком многочисленны, чтобы не представлять собою чего-то реального».
Как пишет, он в своей книге, главное и единственное возражение, которое еще может возбудить спор, - это то, что их можно приписать случайности, нечаянным совпадениям. С целью выяснения этого вопроса, Фламмарион, приводит свои вычисления вероятности.
Он пишет: «Ограничим срок времени, в течение которого происходит совпадение 12 часами до или после явления, - вообще же они совпадают гораздо ближе. Средняя цифра ежегодной смертности равняется 22 на 1000 человек. Для периода в одни сутки эта смертность в 365 раз слабее, то есть равняется 22 на 365000, или одному человеку на 16591. Итак, значит, имеется 16591 шанс против одного на то, чтобы совпадения на один и тот же день не случалось. Да и то здесь взята общая цифра. Для лиц же молодых, в цвете лет, пропорция понижается до одного на 18000, 19000, 20000".
А так как явления без совпадений не в 20000 раз … не в 5000 раз … и даже не в 10 раз более многочисленны, чем явления с совпадениями, - мало того, не составляют даже десятой доли всех явлений, то из этого он заключает, что между явлениями и смертями существует такая же связь, как между причиной и следствием. Поэтому ученый настаивает, что
теория случайностей нечаянных совпадений не может объяснить приведенных фактов и должна быть устранена.
Случайность, нечаянное совпадение, несомненно, существуют; но в данном случае это объяснение непригодно.
Таким образом, нельзя ни заподозрить недобросовестности со стороны наблюдателей, ни ссылаться на случайность неожиданных и необыкновенных совпадений. Приходится допустить, что дело касается реальных фактов.
На замечание скептиков по поводу того, что чтобы "эти факты могли быть допускаемы научно, необходимо было бы иметь возможность воспроизводить их по желанию, потому что таково свойство научных фактов», Фламмарион отвечает: «Здесь очевидная ошибка в рассуждении. Эти факты относятся не к сфере опыта, а к сфере наблюдения. Подобное рассуждение равносильно тому, как если бы кто-либо сказал: «Я поверю в действие молнии только тогда, если ее воспроизведут на моих глазах; я допущу северное сияние лишь в том случае, когда его воспроизведут тут же, сейчас. Пусть мне смастерят комету с ее хвостом или завтра же произведут затмение, иначе я ничему этому не поверю».
Цель своих изысканий Фламмарион видел в том, чтобы удостовериться, располагает ли наука достаточными основаниями, чтобы доказать существование души как реальной, независимой сущности, и узнать, переживает ли душа разрушение телесного организма. Он приходит к выводу, что изложенные им в его книге факты, подтверждают эти положения.
Поскольку гипотеза о случайности и о нечаянном совпадении была совершенно устранена благодаря исчислению вероятностей, то следует допустить существование психической силы, неведомой, исходящей от человеческого существа и могущей действовать независимо от него на больших расстояниях.
Из всех допустимых объяснений самое простое и вместе с тем само собой напрашивающееся, это то, что душа умирающего воздействует на расстоянии на души известных лиц, испытывающих это впечатление.
Предвидя возможные воззражения, Фламмарион пишет:
Первое воззражение "заключается в том, что эти явления умирающих происходят не всегда и даже не часто, причем случаются вовсе не при таких условиях, при которых их более всего можно бы ожидать, а именно, когда, например, трагическая смерть внезапно разлучает два нежно любящих сердца, или какая-нибудь драма сразу разбивает несколько жизней, или когда тот, кто умирает, положительно обещал, надеялся, желал явиться и дать остающемуся в живых доказательство своего загробного существования".
На это можно ответить тем, что "мы не знаем, как совершаются эти проявления, что существуют неведомые законы, трудности, невозможности, что необходимо, чтобы два мозга находились в гармонии, в синхронизме, для того чтобы приходить в содрогание от одного и того же влияния, что близкое единение двух сердец еще недоказывает синхронического равенства двух мозгов, и т. п."
Другое возражение - это нелепость некоторых проявлений, например, захлопывание или открывание окна, сотрясение кровати, стук в мебели, падение предметов, скрипы и шумы и т. п.? Казалось бы, это действие должно быть чисто интеллектуальным, проявиться, например, в слышании голоса любимого существа, видении образа покидающей нас особы, словом - оставаться в пределах психических и духовных. Однако, это возражение уже слабее предыдущего, т.к. большая часть проявлений как раз и состоит из видений и звуков. Эти возражения, по мнению Фламмариона, не мешают фактам существовать и единственным их объяснением может быть только действие духа.
Выделение психических сил может превратиться в действия физические, электрические, механические.
Фламмарион, предполагает, что
«быть может, дух, сила, материя суть лишь различные проявления одной и той же сущности, неведомой для наших чувств. Быть может, существует иное начало, одновременно заключающее в себе и разум, и силу, и материю, обнимающее все существующее и все возможное, - первая и конечная причина всего, сила, проявления которой есть лишь различные формы движения».
Он считает, что проявления умирающих не представляют собой общего факта, закона природы, и возможно являются только исключением, без известной причины. По мнению другого ученого Леверье, самое важное, самое интересное в науке - это аномалии, исключения. Психические явления принадлежат к высшему порядку и могут навести нас на путь познания психической природы человека.
Приведенные Фламмарионом факты почти все говорят в пользу существования души и того, что одна душа может влиять на другую на расстоянии и без посредства чувств. О многих случаях смерти было оповещено путем телепатических сообщений, видений (субъективных и объективных), слышанных голосов, пения, шумов, движений (фиктивных или реальных), словом - путем различных впечатлений.
Резюмируя, Фламмарион делает следующие выводы:
1. Душа существует как нечто реальное, независимое от тела,
2. Она одарена свойствами, еще неизвестными науке.
3. Она способна действовать и чувствовать на расстоянии без посредства чувств.
4. Будущее предопределено заранее, в силу тех причин, которые должны вызвать его. Душа иногда способна предвидеть будущее.
Таким образом, совокупность психических фактов показывает, что мы живем среди мира невидимого, где действуют силы, еще неведомые нам; это вполне согласуется с тем, что нам известно об ограниченности наших земных чувств и о явлениях природы.
Странные явления после ухода близких на сайте "Продолжение жизни": http://prodolzhenie-zhizni.ru/baza-adc/