Продолжение, начало здесь
ВОДОПРОВОД
Почти до середины 19 века жители города пользовались водой из рек и каналов, а те, кто жил в стороне от Невы, рыли колодцы. В 1849 году насчитывалось около пятидесяти водокачек, из которых брали воду за плату. Отсутствие канализации приводило к вспышкам инфекционных заболеваний, в том числе холеры.
Первую попытку устроить водопровод в Литейной части города предпринял в 1846 году граф Эссен-Стенбок Фермон, но дело застопорилось. В 1859 году «Акционерное общество» Санкт-Петербургских водопроводов» начало сооружение первой водопроводной системы, охватившей левобережный Петербург до Обводного канала, пуск которой состоялся 30 ноября 1863 года.
Напротив Таврического дворца по проекту архитектора Мерца построили водонапорную башню и насосную станцию мощностью 1 миллион 400 тысяч ведер в сутки (по 43 литра на каждого жителя). Можно сказать, что к концу 19 столетия проблема снабжения водой центральных районов города была решена. Однако фильтрование воды началось только осенью 1889 года после решения суда. В ведение городской администрации водонапорные станции перешли в 1891 году, а единая система водоснабжения Петербурга была наконец организована в 1913 году.
ВОЛЬФА И БЕРАНЖЕ КОНДИТЕРСКАЯ
Отсюда 27 января 1837 года Пушкин, встретившись со своим секундантом Данзасом, отправился на роковую дуэль. Именно здесь вскоре после смерти русского гения из рук в руки переходило стихотворение юного Лермонтова «Смерть поэта». Находилась кондитерская в доме номер 8 по набережной Мойки на пересечении с Невским проспектом.
Названные факты хорошо известны, но история этого классического уголка Петербурга гораздо богаче. Первым здесь построил домик сподвижник Петра 1 вице-адмирал К. Крюйс, командовавший тогда Балтийским флотом. Затем участок не Невской першпективе владел некто Герцен, отношения к известному писателю не имевший. С 1738 года дом принадлежал портному И. Нейману. Окна выходили на Мойку, а на Невский глядела глухая стена. Тут же открыли первый в России музей восковых фигур, который рекламировали так: «У нас можно видеть персону короля французского с королевой… всю высочайшую фамилию короля английского… в совершенном величии их роста, в платье и со всем убором, в котором они при дворе ходили». В доме Неймана немецкий купец Альбрехт продавал сервизы, «которые не терпят ничего ядовитого», а француз Шарпантье предлагал пубру бочками (!). Наконец, бывший крепостной князей Куракиных купец Конон Котомин решил построить на углу Мойки и Невского дом, не уступающий видом находившемуся напротив куракинскому особняку. Проектировал новое строение архитектор Стасов. Кондитерская Вольфа и Беранже, открывшаяся в доме Котомина в 1791 году, была популярным местом, ее называли «храмом лакомства и мотовства».
ВОССТАНИЯ ПЛОЩАДЬ
До 7 ноября 1918 года площадь называлась Знаменской по находящейся на ней Знаменской церкви, построенной в 1794 – 1804 годах архитектором Ф. Демерцовым вместо деревянного храма. В то время это была глухая городская окраина, о чем свидетельствует курьезное и драматическое происшествие вблизи Знаменской площади: в 1819 году, под Рождество, на пожарного смотрителя напал волк и чуть не загрыз. А несколькими десятилетиями ранее здесь располагался Слоновый двор с присланными Анне Иоанновне персидским шахом Надиром экзотическими гигантами. Кстати, почти примыкающий к площади Суворовский проспект тогда назывался Слоновой дорогой – вероятно по ней более десятка животных водили на прогулки. Можно себе представить , какое это было грандиозное зрелище!
Вскоре после открытия железнодорожного сообщения между Петербургом и Москвой столичная полиция получила приказ: «Стража от Аничкова моста до станции Николаевской железной дороги должна быть усилена в ночное время для пресечения грабежей, и, кроме того, подчаски должны обходить Знаменскую площадь поочередно в течение всей ночи». Да и сейчас район Московского вокзала место беспокойное. В 1936 году очаровательную Знаменскую церковь разобрали, а через двадцать лет на ее месте поставили вестибюль станции метро «Площадь Восстания».
Появление железнодорожного вокзала сделало Знаменскую площадь из окраины одним из центров города. В 1847 году именно отсюда по Невскому пустили первые омнибусы, или, как их еще называли, общественные кареты. Проезд до Тучкова моста стоил десять копеек – приличные в то время деньги.
Современное название площади Восстания связано с революционными событиями 1917 года: здесь проходили митинги и манифестации противников царизма, а 26 февраля полицейский отряд расстрелял колонну демонстрантов, убив сорок человек. На следующий день стачки и демонстрации переросли в восстание. В июле 1917 года трагедия повторилась – на Знаменской площади пролилась кровь людей, протестовавших против политики Временного. И теперь любые политические демонстрации, как правило, в начале проходят через историческую площадь.
Продолжение следует...
- Предыдущая глава
- В начало
- Спасибо, что дочитали до конца! Если тебе, читатель, нравится, жми палец вверх, делись с друзьями и подписывайся на мой канал!
Встретиться с автором и задать вопросы лично вы всегда можете в музее "Реалии Русского Рока", все подробности здесь. Также, если захотите, вы можете поддержать музей любым пожертвованием. Благодарю всех друзей Музея!