Вячеслав рассказал еще об одном экстремальном случае не съемках фильма «Не все кошки серы…» и мы плавно перешли на цирк, об отношении актера к цирковым, о его детских и взрослых впечатлениях.
Вячеслав Кулаков:
- Приключение с парапланом оказалось не последним экстремальным событием. Мы должны были сниматься на водных мотоциклах. Подхожу к нему, спрашиваю: «Что будем делать? Я никогда в жизни на них не садился. Желательно попробовать. Не в кадре же мне его осваивать?». В этот раз он сразу согласился и спонсировал мне и еще актеру катание на целый день. И все было хорошо. Съемки проходили замечательно! Был правда один момент… Одну из сцен с мотоциклами решили снять в соседней бухте. Перевозить водные мотоциклы по суше – хлопотно и затратно. Арендодатели не могут уйти с базы. В результате обратились к нам: «Ребята, поезжайте сами. Сумеете?». Нам показалось – плевое дело, и мы согласились.
В бухтах волн практически нет – штиль, а как выходишь в открытое море – волны высотой в несколько метров. А еще в какой-то момент у меня стал глохнуть мотор, несколько раз пришлось заново заводить, но доехали. Признаюсь, было жутко. Заскочишь не под тем углом на волну и все, можно перевернуться. В общем, опять повезло. Ничего со мной не случилось.
- После съемок фильма, отношение к цирку поменялось? Вы вообще в цирк ходили в детстве, что-то в памяти осталось?
- Я родился в Казахстане, в небольшом городишке под названием Целиноград, сейчас это столица и называется Нур-Султан. Цирка там не было, а вот шапито приезжало. Меня водили еще очень маленьким, поэтому каких-то воспоминаний не осталось. О цирке же все мои впечатления складывались по тому, что показывали по телевизору. Тогда еще показывали цирк, показывали все лучшее, что в нем было и происходило, поэтому, что тут можно сказать? Советский цирк – лучший цирк в мире. Олег Попов, Юрий Никулин, Дуровы.
Это то, что могли видеть все. Но были у меня и свои впечатления, которые складывались во времена моей студенческой юности. Я не о съемках фильма. В одном из театральных спектаклей с нами работал Сергей Агапитов. Он много нам о цирке рассказывал, потому что был коверным (клоун, развлекающий зрителей между номерами). Наверное, он был хорошим коверным, во всяком случае, роль Пэка в спектакле «Сон в летнюю ночь» ему очень удалась. Он еще в фильме с Михаилом Евдокимовым «Не валяй дурака…» успел сняться.
Я поначалу играл эльфа, и с постановщиком движения мы придумали в определенных местах делать на сцене акробатические трюки – сальто назад, фляги, арабское сальто…. У меня все получалось. Но у Агапитова иногда возникали проблемы. В одной из сцен он должен был падать с двухметровой высоты нам студентам на руки. Некоторые студенты бывало выходили на эту сцену не совсем трезвыми, и пару раз роняли нашего Пэка. Я занимался спортом и был противником любого допинга (смеется). Так вот Агапитов перед каждым спектаклем подходил ко мне и говорил: «Слава, вся надежда на тебя». И действительно, часто случалось, что ловить его приходилось мне, а остальные руки были чисто символическими.
- А как к вам вообще коверный попал? Он уже в цирке не работал?
- Деталей не знаю. Но приглашали его специально на эту роль. Не прогадали. Он очень ярким был персонажем.
- А про цирк он что рассказывал?
- В основном веселые бытовые истории. Умер он, кажется, в конце 90-х. Он был хорошим актером и человеком, и очень серьезно относился к профессии.
Еще в студенческие годы я был знаком с некоторыми артистами цирка. Меня приглашали в гости, рассказывали свои истории. Опять же все больше о быте. О том, что на гастролях лучше всего живут дрессировщики, потому что могут выписать своим питомцам все, вплоть до коньяка. Мол, при перевозке без этого животным никак не обойтись. О том, как возили с собой газовые плитки и сами готовили, чтобы экономить. Но эти истории обычны и знакомы всем творческим людям. На сэкономленные суточные деньги покупали шмотки, аппаратуру.
Вызывало уважение то, что профессия циркового – династийная. Дети цирковых с малого возраста уже знают, чем будут заниматься в будущем. Цирк действительно с малых лет растворяется в детях, а дети растворяются в цирке и он становится их жизнью.
Меня поразила их работоспособность! Поставил задачу, и никто уже с пути артиста не сдвинет. Репетирует часами. Нам тоже ставятся актерские задачи, но у нас это не так остро. Да, у нас тоже конкуренция. Но у них от того, как он исполняет трюк, порой зависит жизнь.
В моей профессии есть дубли. А тут…Упал, сорвался, не удержался…Всё.
Я учусь у них отношению к своей профессии. Тому, как они добиваются своей цели, стараются быть лучшими в своем деле. Если ты чего-то в жизни хочешь достичь, ты должен пахать, как цирковой. Каждый день!
Андрей ВАРТИКОВ фото из архива Вячеслава КУЛАКОВА и Росгосцирка