Почему уголь самое грязное топливо в мире и почему нужно протестовать против его добычи и сжигания?
Автор статьи: Антон Лементуев — активист, региональный координатор российской экологической группы «Экозащита!» в Кузбассе, редактор портала stopcoal.ru.
Уголь – это полезное ископаемое, львиная доля которого используется в качестве топлива для электростанций, а также в больших районных котельных и отопительных системах частных домов. Именно уголь позволил в свое время произойти промышленной революции, определив во многом то, как наша цивилизация выглядит сегодня.
Но мы развиваемся, становимся умнее и ответственнее, и уголь, как школьный учебник за 1 класс или детский трехколесный велосипед, должен остаться в прошлом как рудимент прогресса человечества.
Попробуйте представить себе взрослого человека, колесящего по городу на крохотном трехколесном велосипеде вместо подходящего по размеру?
А ведь именно на таком способе перемещения настаивают сегодня многие чиновники из правительства, все владельцы крупных угольных корпораций, а так же их пропагандисты. На самом деле, конечно, уголь далеко не так безобиден: он убивает, и ниже я постараюсь кратко рассказать, почему всякий разумный человек должен быть против добычи и сжигания угля.
При сжигании угля в топке электростанции или котельной выделяется огромное количество вредных веществ: окислы серы, азота, происходит выброс сажи и золы (негорючих неорганических остатков), а также выделяется опасное вещество бензапирен, вызывающий онкологические заболевания.
По этой причине, например, в Кузбассе количество раковых больных выше в полтора раза, чем в среднем по стране, и эта цифра растет. Здесь огромное количество не только угольных электростанций, но и небольших котельных, дымящих без какой-либо газоочистки, а так же сотни тысяч частных домов с неэффективными печами, установленными 30 или 60 лет назад.
В результате в безветренный зимний период в городах и поселках Кузбасса образуется очень густой, насыщенный канцерогенами удушливый смог, особенно по вечерам.
Любой, кто побывал в Новокузнецке, Иркутске, Улан-Удэ или Чите в холодный безветренный период, не мог не столкнуться с этим. Я специально не упоминаю Красноярск, поскольку, помимо печного отопления, этот город страдает от производства алюминия по запрещенной в развитых странах технологии Содерберга.
Канцерогенный бензапирен образуется в печах частного сектора и неисправных выхлопных системах автомобилей. Сажа, которая густо валит из труб, тоже является канцерогеном.
Из-за того, что энергоэффективность частных, многоквартирных домов и теплопередающих сетей чрезвычайно низка, угля нужно очень много. На этом зарабатывают угледобывающие компании: топливо для котельных закупается за счет местных бюджетов, а для частных домовладений многих семей в Кузбассе покупка угля субсидируется или он предоставляется бесплатно.
Отсюда рождается миф о том, что уголь – крайне дешевый вид топлива, и что совершенно невозможно его ничем заменить: никакие возобновляемые источники энергии (ВИЭ), мол, не способны компенсировать тонкие промерзающие стены и холодные потолки. Подземные трубопроводы отопления и горячей воды, идущие от котельных, часто утеплены настолько плохо, что на поверхности над ними даже в сильный мороз тает снег, а трава начинает расти уже в марте.
В итоге, люди чаще болеют и раньше умирают от тяжелых заболеваний просто потому, что на компенсацию теплопотерь сжигается колоссальное количество топлива, обогащая владельцев угольных разрезов и шахт.
Люди, работающие на шахтах и разрезах, живут именно в таких условиях: в Кузбассе не меньше полумиллиона человек зависят от угольных предприятий. Многие не задумываются о последствиях, либо считают, что мы не в силах перейти на другой вид отопления по причине бедности населения.
Добавим сюда отсутствие информации об альтернативах и низкой культуре энергоэффективности и получим ситуацию, на которую многим проще махнуть рукой, тем более, когда «все так живут» и «всегда так было».
Россия занимает третье место в мире по объемам экспорта угля после Индонезии и Австралии. В весовом выражении уголь занимает первое место среди экспортных товаров. Большая часть угля добывается на угольных разрезах в Кузбассе: в 2019 году на них добыли 164 млн тонн (всего за год 250 млн тонн).
Угольные разрезы
Угольные разрезы – это самый дешевый и самый грязный способ добычи угля. Они представляют собой ямы часто до 270 метров глубиной и длиной больше 11 км (разрез Бачатский). Разрезы – источники загрязнения воды и воздуха пылью и частицами взрывчатки, применяемой при добыче. Зимой в этом легко убедиться: достаточно посмотреть спутниковые снимки городов: Киселевск, Прокопьевск, Калтан, поселка Бачатский и др.
Всего не менее 50 населенных пунктов расположены в непосредственной близости от угольных разрезов и не менее 200 тысяч человек проживают в условиях экологического бедствия. Они, согласно статистике, проживут на 4-5 лет меньше, чем остальные россияне.
Уголь и парниковые газы
Помимо пыли, угольные предприятия выбрасывают огромное количество метана. Только по официальным данным, в год угольные шахты Кузбасса выбрасывают больше 700 тысяч тонн этого парникового газа. А ведь шахты расположены не только в Кузбассе, но и в Ростовской области, в бассейне реки Печора. Эти данные не учитывают выбросы метана из угольных разрезов.
Если учесть, что угля на разрезах добывается больше, чем в шахтах, то один только Кузбасс является источником, по меньшей мере, полутора миллионов тонн метана – одного из самых сильных по парниковому эффекту газов.
Кроме этого, ежегодно в Кузбассе образуется около 3 млрд тонн пустой породы, которая вывозится из угольных разрезов и складируется в огромные отвалы. Для перевозки пустой породы и угля применяются гигантские карьерные самосвалы, сжигающие тысячи тонн ископаемого топлива. Электроэнергия для экскаваторов и очистных комбайнов с конвейерами вырабатывается на угольных электростанциях.
Перевозка угля по железным дорогам на экспорт (более 200 млн тонн в год) тоже приводит к выбросам парниковых газов. В зимнее время для нагрева смерзшегося угля в вагоне используется ископаемое топливо. Доставка по морю осуществляется сухогрузами с дизельными двигателями.
Таким образом, на каждом этапе происходит огромная эмиссия парниковых газов (метан и продукты сжигания топлива). А сами регионы, где добывается уголь, имеют низкоэффективные тепловые электростанции и котельные, чей КПД в лучшем случае достигает 25%.
Получается, что львиная доля добываемого с огромными выбросами в окружающую среду расходуется впустую:
невозможно поддерживать оптимальный гибкий режим работы даже ультрасовременной угольной электростанции в силу особенностей конструкции угольной топки. Вместе с низкой культурой энергоэффективности, вся угольная отрасль выглядит каким-то архаичным динозавром, жадно пожирающим ископаемое топливо ради его же производства и сказочного обогащения владельцев угольных компаний.
Необходимо пошагово отказаться от добычи угля, но с обеспечением рабочих мест в угледобывающих регионах. Необходимо повышать энергоэффективность домов и теплотрасс путем изменения подхода к формированию тарифов и оплате тепловой и электрической энергии.
Пока что в России крупные эмитенты парниковых газов, такие как теплоэлектроцентрали, муниципальные котельные или поставщики угля, не заинтересованы в уменьшении выбросов, и даже наоборот: чем больше будет теплопотерь, чем неэффективнее (а значит, и более грязно) сжигается уголь, тем выше прибыль угольных и теплоснабжающих компаний. Они, в свою очередь, получают финансирование из бюджета. Чтобы ситуация изменилась, нужна политическая воля руководства страны.