В месте, где сходятся дороги из Судака и Старого Крыма в сторону Симферополя, находится горное селение Переваловка.
Старое название этого места Альбузлы. После русско-турецкой войны 1877-78 годов, в Крыму в этом селении была создана пограничная застава. Сотенным казаком на этой заставе служил мой прадед Николай Наумов-Кратько.
Уйдя в отставку, он остался при казацкой сотне кузнецом. Для Топловского монастыря, который находился по соседству, Николай ковал кресты, ограды вокруг храма, засовы, оклады на двери.
По наследству от прадеда, мне достались наковальня и кузнечные инструменты, которые передала мне старшая сестра моей мамы Леонида Григорьевна.
Жена Николая Марфа подарила своему мужу 15 детей. Младшей в семье была моя бабушка Аня, которая родилась в Судаке 9 марта 1882 г. и жила при казацком поселении.
Прабабушка Марфа после смерти мужа ушла в женский Топловский монастырь и прожила там до 115 лет.
Бабушка Аня вышла замуж в 1900 г. за моего дедушку Григория Филипповича Чудесенко, который жил в Евпатории.
Он работал на железной дороге землемером. Ныне профессия называется геодезист, прокладывал железную дорогу в Симферополь.
В семье родились 9 детей. Моя мама Антонина 1916 г.р. была самой младшей.
Дед получил от Железной дороги большой надел земли на Красной горке в Симферополе, где и построил семейный дом. В этом доме по улице Владиславской, ныне Садовая, родилась моя мама.
В этот двор, утопающий в деревьях и цветах, меня приводили к бабушке для воспитания.
Педагогические методы были суровые, но справедливые. Бабушка привязывала меня за ногу к дереву, чтобы я не убежал со двора. Это было мне четыре года. А когда исполнилось 10 лет, пока не закончу сбор урожая с вишни, отдыхать было запрещено.
Бабушка жила одна и справлялась с хозяйством самостоятельно. Она в 88 лет сама ходила за продуктами. Причём каждый раз одевала на себя и нарядное платье, и туфли на каблуке. На руку вешала ридикюль и шла в магазин. Походка была летящей, с гордо поднятыми плечами.
Бабушка любила печь пироги с вишней и абрикосом, и это было моим любимым лакомством.
Себе она покупала мерзавчик столичной водки и ставила его каждый раз к обеду, с удовольствием выпивая с соседкой под домашние соления. Закусывали говядиной или телятиной, свинину бабушка не признавала. Мерзавчик это маленькая бутылочка 125 мл.
Бабушка Аня пережила две войны, все голодовки и могла бы дожить до 100 лет. Но на 88 году без лестницы забралась на вишню, чтобы собрать остатки на компот, ветка хрустнула, она упала и сломала ребра.
Буду благодарен за комментарии и "палец вверх".
Подписывайтесь на мой канал!