Найти тему
Заметки алкоголика

Гнев и ярость запойного алкоголика

Гнев и ярость. Только сегодня утром, злясь на кошку, разбудившую в четыре утра и так больше не позволившую уснуть, лежал на кровати и думал, вспоминал, переживал заново некоторые недостойные моменты в жизни. Свой гнев и свою ярость.

Был такой момент. Глубочайший запой после развода с женой, и я временно живу у родителей. Эта история уже была описана на канале.

В очередной раз, вечером, накинув куртку, бреду в коридор обуться, чтобы сползать в магазин за водкой. Входную дверь заслонил собой мой старик-отец.

-Куда опять собрался! Сиди дома! - Ответил он на мой недоуменный взгляд.

-Да не, бать... Дай пройду. - Всё никак не мог взять в толк, что отец серьёзен. До этого он только наливался и пыхтел, когда видел, что я всё пью и пью без остановки, уходя утром в тряске, возвращаясь кривой поздно вечером.

-Сиди дома, сказал! - Отец повысил голос. Серьёзно повысил, что при его характере совершенно спокойного, уверенного в себе человека, было признаком нешуточного гнева.

Понять его прекрасно можно. Какое-то время он относил мой запой к категории горестного заливания разрушенного семейного очага, ну или что-то вроде того. Подходил к проблеме с принципом - попьёт и перестанет. Но я всё пил, пил, пил и конца этому запою было не видно. Для отца, никогда даже не опохмелявшегося после праздников, если не считать двухдневных свадеб или чего подобного, такой подход был не просто диким, он был невозможен в принципе! Поэтому решил остановить меня единственным способом, который мог себе представить - не пустить.

Конечно же, он повидал за свою жизнь разного. Видел алкоголиков и само-собой, их поведение. Всё это проходило мимо, как проходит мимо нас множество каких-то событий, не важно, радостных или трагичных. Но чтобы рядом с ним! Да что рядом! В собственной семье! Сын, может быть не во всём хороший и правильный, но плоть от плоти, родная кровь! Откуда в нём это? - Причины понять он не мог. Как не мог осознать и того, что для нормального трезвого человека кажется обычной прихотью - пришло время дозы.

Доза. Очень необычно покатать на языке, в голове, во всём своём существовании это короткое, но ёмкое слово. Мы, алкоголики, стараемся не употреблять его в обиходе. Очень редко. Думаю, что нам это не слишком приятно, ведь роднит нас с наркоманами, а этого - ой как не хочется. Но так есть!

Нам ведь что требуется в запое? Выпить! Хватит ли нам 5 г водки - нет, 10 - нет, 50 - смотря для чего. Если не получить инсульт прямо сейчас, то возможно. А возможно и нет, тем более все мы разные. Значит для дальнейшего существования нам нужно через определённое время употребить конкретное количество водки, попросту - дозу.

И вот в такой момент, у меня на пути встаёт отец. На пути запойного алкоголика, которого начинает корёжить от отсутствия алкоголя. А пил я долго и много. И ломало меня серьёзно и сильно. Но, отец же! Что делать?

-Бать, отойди! - Зло сказал я.

-Сиди, сказал! Переодевайся и сиди!

-Пусти, бать! - Попытался протиснуться между ним и стеной к двери. Внутри рос гнев. Дел на пять минут, дойти до магазина и трясти перестанет, а тут он... Не понимает ни хрена, встал, пень старый.

-Не пущу! Хоть что делай!

-Хоть что... Ты что, пап? С ума сошёл? Драться мне что ли с тобой? Никогда такого не будет! - Я был в шоке. Нет, слышал о таких, кто способен на это, даже кое-как знаком с парочкой, но чтобы сам... Да ну нафиг! Лучше вообще домой не приходить, если хотя бы мысль такая возникнет. Лучше упиться и подохнуть на улице!

Гнев стал отпускать. Ведь в чём-то его поступок совершенно понятен. Да во всём понятен, если так то.

-Пап. Трясёт. Очень сильно трясёт! Специально выжидал, чтоб часто не бегать, взять для сна. Если не выпью - капец. - Уже спокойно, без нервов, попросил я.

Отец долго смотрел на меня, потом отошёл в сторону. - Делай, что хочешь, но к нам с матерью даже не подходи, пока пьёшь.

Я выскочил из квартиры.

Конечно же, мы с отцом очень быстро помирились. Настолько быстро, насколько закончился мой запой, но осадок от этой истории нет-нет да и всплывает в памяти. В тот раз не случилось ничего непоправимого. Это был всего лишь гнев. Гнев можно кое-как контролировать. Но только до того момента, пока на смену ему не приходит конечная точка - ярость.

Ярость опасна! Если гнев просто сложно контролировать, то настоящую ярость - практически невозможно. Наверное, это последний шаг до бешенства древних скандинавских берсерков, которые крушили всех вокруг себя, не разбирая, кто враг, а кто друг. По научному, ярость называют "состояние аффекта", и мы часто видим эти слова в криминальных колонках газет.

Был такой опыт и в моей алкоголической биографии.

Три кореша. Три добрых друга-собутыльника, знакомые не один десяток лет, не единожды упоминал их в своих рассказах под разными именами. Вместе работали, гуляли на свадьбах, "обмывали пяточки". Вместе и спивались, одной дружной компанией.

Сидим за столом, пьём водку. Или самогон... Разговор, как обычно, о самом важном - всякой пьяной ерунде. Никакой разговор на никакие темы, но сами мы были ещё в норме. Даже не покачивало при вставании.

Не знаю, что сказал один из приятелей. Скорее всего ничего не значащую ерунду, смысл которой пролетел бы мимо минутой раньше или минутой позже. Но! Когда мы пьём, мы же не только пьём, но ещё и думаем. Думаем какие-то свои очень нужные пьяные мысли. Видимо одно наложилось на другое и реакция последовала незамедлительно.

Удары приятелю по физиономии прошли все. Несколько штук, один за одним, разбивая нос, кровяня лицо и губы, подбивая глаза.

- Только туда, только в эту мерзкую рожу! - Единственное, что соображал в тот момент. Благо стол между нами не давал бить в полную силу, иначе могло всё закончится совсем иначе, а так... Через какое-то время ярость так же резко закончилась. Остался только побитый приятель. Мы, с другим товарищем-собутыльником, просто ушли.

Конечно же впоследствии не раз пытались вспомнить отчего это произошло. Это безумие. Никто не помнил особых причин и слов, достойных стать толчком такой вспышке ярости. Но они были, поскольку я всегда был очень спокойным человеком. В конце-концов сошлись на том, что виновата либо водка, либо самогон, в который что-то намешали. На том и дипломатически порешили, замяв этот инцидент между собой.

Похожим образом часто происходят смертельные преступления на бытовой почве. В состоянии неконтролируемой агрессии.

Сейчас, в условиях так называемой самоизоляции, нервы у людей не слишком крепки. Особенно в семьях традиционно скандальных, будь то алкоголики или просто горячие головы. Мужчины привыкли реагировать на раздражители так, женщины привыкли по другому. Но сейчас несколько иная ситуация! Слишком много времени люди проводят вместе. Мало комфорта, личного пространства. Беспокоит судьба рабочего места. Да и сам этот вирус, разговоры о нём, проблемы вокруг...

Жена, привычно "пилящая" тихого мужа, может в ответ дождаться выплеска давно молча копившегося негодования. И кто знает, в чём это выразится?

Диванный тиран, привычно раздающий тычки и окрики домашним. Не получит ли он кастрюлю кипящего супа на голову, как покойный сосед в моём детстве, погибший от болевого шока. Кто знает, что он сделал, прежде чем у его жены сдали нервы...

Гнев и Ярость. У алкоголиков они выражены наиболее ярко. Не будем забывать об этом! Особенно теперь!