Елена Кунина - один из самых авторитетных художников, создающих авторские куклы. Обычно зрителей поражает глубокое проникновение в образ, когда работу мастера хочется рассматривать, находя все новые говорящие черты, пытаясь прочитать язык символики. Это увлекательнейшее занятие, когда речь идет о работах такого уровня.
Чтобы представить творчество Елены Куниной, нам хочется поделиться таким отзывом:
"Эти куклы поражают своей реалистичностью и внутренним состоянием. У этих скульптур (их трудно назвать куклами) однозначно есть душа, свой внутренний мир. Они прекрасны до мурашек".
Луна или утренний снег...
Любуясь прекрасным,
Я жил, как хотел.
Вот так и кончаю год
И душа, и внутренний мир - это то общее, что объединяет работы Елены Куниной. Это очень реалистичные работы, при том, что они могут воплощать и образы реальных людей, и персонажи литературных произведений, в том числе фантастических героев. Мы обязательно расскажем о творчестве Елены Куниной в других публикациях, а сегодня хотим представить новую работу мастера - привидение из японского фольклора по имени Ао-Андон.
В Японии собрано и бережно сохраняется огромное количество сказок и легенд, связанных с традиционными верованиями. Сохранности фольклора способствовало то, что в этой стране никогда не менялась религия. Природная национальная религия синто (язычество) вполне мирно уживалась с буддизмом, даосизмом и конфуцианством, что создавало причудливый узор мировоззрения древних японцев. С течением времени вокруг мистических представлений рождалось все больше народных фантазий, и ничто их не сдерживало. Ничем не ограниченный мир фантастических историй насчитывал сотни и тысячи легенд о добрых и злых богах, духах, демонах, сверхъестественных животных, оборотнях, оживших природных объектах и одушевленных старых вещах. Как и в других странах, в раннее средневековье сказки и легенды рассказывались профессиональными сказителями, а со временем в городах сложилась своеобразная игра - рассказывать друг другу страшные истории, подчиняясь определенным правилам и с ужасом ожидая мистической кульминации в самом конце.
Это был своеобразный ритуал: зажигали фонарики из синей бумаги по числу запланированных историй (андон) и по очереди пугали друг друга, рассказывая их. Привидения и жуткие чудища оживали в этих легендах. И все присутствующие верили, что это вполне реальные существа (чтобы не было в этом сомнений, упомянем любопытный факт: до середины 20 века в Японии верили, что волшебные лисы-оборотни и лисы-призраки существуют в реальности, это же касается и других мистических существ). Так вот, каждый раз, когда история заканчивалась, один фонарик тушили, постепенно мрак сгущался, страх нарастал. И, наконец, оставался один последний фонарик со свечой внутри. Когда и этот фонарь гас, тёмная волна ужаса захлёстывала присутствующих, потому что в этот момент появлялась Ао-андон.
История умалчивает, кем были те смельчаки, которые осмеливались загасить последнюю свечу в фонаре. Но они точно были, иначе, откуда бы появились истории о том, что в награду за смелость к присутствующим является Ао-Андон? От страха многие участники покидали компанию, не дожидаясь окончания игры, или же по взаимному согласию останавливались на предпоследней истории, опасаясь появления призрака.
Как описывали внешность Ао-Андон очевидцы, которым посчастливилось ее увидеть? Одета она была в белое кимоно, кожа - синеватая кожа, длинные черные волосы, два рога на лбу и острые зубы черного цвета... Кстати, чернение зубов было традицией замужних женщин не только в древней Японии (называлась она охагуро), но и во многих других странах мира.
Как вы уже, конечно, поняли, имя привидения - Ао-андон - произошло от традиционной японской лампы-фонарика андон. Фонарь специально оборачивали синей бумагой - васи, чтобы создать зловещий свет для поддержания соответствующего антуража игры.
- Я представляю Ао-Андон духом, который появляется из концентрации коллективного страха, - рассказывает автор, Елена Кунина. - Может быть, это дух какой-нибудь раннесредневековой сочинительницы мистических историй, чьё имя кануло в Лету, а демоны, которые не давали ей покоя при жизни и которых она надеялась усмирить, обрели самостоятельное существование и стали сильнее своей создательницы. Но за много веков она научилась укрощать их, и хотела бы научить этому живых. Но люди - странные создания, они боятся расставания со своими демонами больше, чем самих демонов, и никогда не гасят сотый фонарик.
Судя по описаниям привидения, нет никаких достоверных сведений о его внешности. Да и кто найдет в себе мужество в столь драматический момент его появления рассматривать детали лица или костюма призрака? Тем не менее, изображение Ао-Андон и описание облика находим в знаменитой книге художника Ториямы Секиена под названием "Иллюстрированный ночной парад 100 демонов" (первая книга художника на эту тему была выпущена в 1776 г., а всего он издал четыре подобные книги).
Торияма Секиен изучал демонологию и создал своего рода энциклопедию японских демонов в четырех томах. Художник попытался собрать, каталогизировать и изобразить в нескольких сериях печатных гравюр все потусторонние существа японского демонического союза (ёкаи). Среди них животные-оборотни, демоны-людоеды, оборотни-люди, духи, живущие в горах, в воде, в домах и многие другие существа, которые участвуют в Хякки Яко — ежегодном ночном тайном шествии нечистой силы. Издание имело огромный успех у публики!
А теперь давайте вернемся к кукле и обратим внимание на символику, заложенную автором в образ Ао-Андон. Язычок пламени над ее головой напоминает нам, что привидение является людям после угасания последней свечи. Именно последняя свеча дает право призраку появиться среди людей и, соответственно, дает власть - напугать их настолько сильно, насколько много страха накопилось в сердцах участников игры.
Ао-Андон приносит с собой маску демона, закрепленную на шнурках. Маска напоминает марионетку, которой управляет кукловод.
Рожки на голове демона относят образ Ао-Андон и весь ее символический антураж к демоническому миру существ (надо иметь в виду, что в японской традиции и боги, и демоны могут быть как добрыми, так и злыми, они не делятся четко на хороших и плохих).
На фото ниже вы можете увидеть, как работает мастер по ткани, создавая живописные детали костюма своего персонажа. Зажженные фонари и стая белых ночных мотыльков, вьющихся вокруг них - образ, переносящий зрителя в то место, где рассказываются страшные те самые страшные истории из жизни привидений, и где Ао-Андон ожидает мгновения, когда люди затушат последний фонарь, и она сможет им показаться во всей своей красе. Да-да, в Японии, где традиционно уважали дисциплину и редко нарушали законы, даже призраки подчиняются определенным правилам и не нарушают установленных норм поведения.
Белые мотыльки вокруг фонаря напоминают древнее японское представление о том, что мотылек, а также бабочка, является душой умершего. В этой связи можно привести древнюю японскую легенду о красавице Акико, которая умерла, не дождавшись собственной свадьбы. Ее жених так никогда и не женился, он всю жизнь был верен своей невесте. И когда пришел его смертный час, душа Акико в виде бабочки прилетела из потустороннего мира, чтобы встретить своего возлюбленного и уже вместе с ним вступить в иную реальность. Белый мотылек - символ потустороннего мира.
А еще в Японии есть такое поверье: чтобы ваше желание сбылось, надо прошептать его бабочке или мотыльку. Для всех остальных земных существ ваше желание останется тайной, а маленькое крылатое создание, отпущенная на свободу, на своих крылышках доставит просьбу прямо на небеса, и желание обязательно сбудется.
Уважаемые читатели канала!
Если вы хотите связаться с художником Еленой Куниной (Elena Kunin Art Dolls), - задать вопросы или заказать куклу, - вы можете написать по адресу ekdolls@gmail.com , аккаунт мастера в FB www.facebook.com/elenakuninartdolls
Подготовка материала: Милена Курганова, директор галереи "Кукольный переулок", директор Международного Объединение Авторов кукол, куратор и экскурсовод выставки "Япония. Куклы, сказки и легенды", соорганизатор выставки "Праздник кукол. Кремль в Измайлово"
Все наши проекты находятся в Измайловском кремле (г. Москва) и в Московском театре кукол на Спартаковской.
www.kremlin-izmailovo.com - Кремль в Измайлово
www.mospuppets.ru - Московский театр кукол (МТК)
Звоните нам 8(916)037-16-24 и 8(910)452-62-86 (и пишите Вотсап), или пишите на iada2008@mail.ru
@kukolny_pereulok_kremlin
Наш канал "Япония. Куклы, сказки и легенды"
Наш канал "Небесная библиотека"