Найти тему

«Сакунтала, или Бальмонт в Бенаресе» (Цецен Балакаев, 2015)

Sakuntala, индусская миниатюра
Sakuntala, индусская миниатюра

«Сакунтала, или Бальмонт в Бенаресе»

Индусская драма в пяти действиях с прологом и эпилогом

«Sakuntala, ou Balmont a Benares»
Drame hindou en cinq actes avec un prologue et un epilogue

Балакаев Цецен Алексеевич

С тех пор, как дозволено упоминать имя Константина Бальмонта, были переизданы его труды и написаны биографии, в которых о пребывании поэта в Индии упомянута всего одна строчка:

«В 1912 году Бальмонт посетил Индию» (
проверьте и устыдитесь убогой нищете познания литературоведов).

Константин Бальмонт, рис. В. Серова, 1905 г.
Константин Бальмонт, рис. В. Серова, 1905 г.

Драма «Сакунтала, или Бальмонт в Бенаресе» раскрывает белое пятно в жизни нашего великого соотечественника.

Действующие лица пьесы:

Бальмонт, чужеземец
Мадхавья, пария
Душьянта, царь Бенареса
Парватаяна, придворный
Сомаратха, хранитель Золотого храма
Гаутами, хранительница Священного огня
Сакунтала, храмовая девадаса
Анасуя и Приямвада, индусские царевны
Камилла, чужеземка
Два придворных поэта
Театральный директор и Актриса (в Прологе)
– Дворцовые слуги, стража, брахманы и девадасы
– Невидимые волшебные существа

Синопсис пьесы:

Начало ХХ века. Индия стонет под гнётом Англии. Когда-то европейцы были встречены с наивной верой в то, что они потомки царя обезьян Ханумана, но сейчас обманутые индусы ждут исполнения иного древнего предсказания: из страны Северного неба должен явиться золотоволосый человек, сын Солнца, который освободит их.

Главная святыня вечного Города Света Бенареса –
Золотой храм Шивы. Тысячи и тысячи паломников ежедневно посещают его на пути к гатам Ганга, где находят свой последний приют. Иноверцам запрещено прикасаться к святыням Золотого храма, и толпа фанатиков готова мгновенно растерзать ослушников.

Алиса Коонен в роли Сакунталы, по К. Бальмонту, Камерный театр, 1914 г.
Алиса Коонен в роли Сакунталы, по К. Бальмонту, Камерный театр, 1914 г.

Появляется Бальмонт. Он исследует Индию, изучает её историю, язык, культуру, религию и традиции. Он намерен обогатить знания человечества переводами огромного наследия индусов. Он подавлен нынешним состоянием страны и нищенским существованием народа.

Бальмонт открывает для себя великолепие Золотого храма Шивы. Он подходит к нему и пытается войти, но лишь только прикасается к резным храмовым воротам – ослепительно сверкает молния и оглушительно гремит гром. В ужасе индусы падают ниц, а затем требуют смерти преступнику.

Появляется брамин Сомаратха, главный хранитель Золотого храма. Он спрашивает пришельца – кто тот? Бальмонт гордо отвечает, что он Сын Солнца:

«Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре.
Я властелин.

Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь... Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!»


Индусы ликуют. Сын Солнца здесь, с ними. Явился тот, кого ждали столетия, кто освободит их от пут иноземного рабства. Но Бальмонт всего лишь русский поэт. Он раскрывает жителям Бенареса тайную историю города и его мистическую связь с небожителями, делающими Город Света священным местом индуизма и центром мироздания.

Бенарес (Варанаси), Город Света, Индия
Бенарес (Варанаси), Город Света, Индия

Махараджа Бенареса погибает. Индусы требуют, чтобы Бальмонт занял трон и правил ими, внося в их жизнь мир и гармонию. Но Бальмонт русский поэт, ему не нужны неисчислимые богатства и безграничная власть. Раскрыв тайны Бенареса и Золотого храма Шивы, он возвращается в Россию, где его ждут революция, изгнание, смерть в нищете на чужбине и долгое забвение.

«Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведёт по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!

Будем, как Солнце всегда молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и всё золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, ещё, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В Вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как Солнце, оно — молодое.
В этом завет Красоты!»

Махараджа Бенареса времени визита К. Бальмонта
Махараджа Бенареса времени визита К. Бальмонта

В драме проходят представители всех каст Индии: раджи, брахманы, вайшьи, кшатрии, шудры и неприкасаемые. И ищущие в Индии лишь выгоду европейцы, за ничтожество духа которых стыдно перед вечным небом.

Фреска-граффити на стене дома в Бенаресе
Фреска-граффити на стене дома в Бенаресе

Пьеса посвящена памяти отца автора, народного писателя Калмыкии Алексея Балакаева (1928-1998), прозаика, поэта и драматурга, жившего по заветам Константина Бальмонта.

Литературный консультант – народный поэт России Владимир Пальчиков (1936-2019), последний поэт Серебряного века.

Пьеса написана в Амстердаме в 2013-2015 гг.
Закончена 25 мая 2015 года в пригороде Амстердама.


© 2015 Авторские права защищены законодательством Королевства Нидерландов.

Друзья! Будем как Солнце! Оно - молодое! :)

Напишите автору, если захотите увидеть на сцене.
Прошу
пожертвовать любые суммы на постановки пьес и издание книг и не стесняться ставить «лайки» статье.

Ритуал самосожжения вдовы.
Ритуал самосожжения вдовы.