«Сакунтала, или Бальмонт в Бенаресе»
Индусская драма в пяти действиях с прологом и эпилогом
«Sakuntala, ou Balmont a Benares»
Drame hindou en cinq actes avec un prologue et un epilogue
С тех пор, как дозволено упоминать имя Константина Бальмонта, были переизданы его труды и написаны биографии, в которых о пребывании поэта в Индии упомянута всего одна строчка:
«В 1912 году Бальмонт посетил Индию» (проверьте и устыдитесь убогой нищете познания литературоведов).
Драма «Сакунтала, или Бальмонт в Бенаресе» раскрывает белое пятно в жизни нашего великого соотечественника.
Действующие лица пьесы:
– Бальмонт, чужеземец
– Мадхавья, пария
– Душьянта, царь Бенареса
– Парватаяна, придворный
– Сомаратха, хранитель Золотого храма
– Гаутами, хранительница Священного огня
– Сакунтала, храмовая девадаса
– Анасуя и Приямвада, индусские царевны
– Камилла, чужеземка
– Два придворных поэта
– Театральный директор и Актриса (в Прологе)
– Дворцовые слуги, стража, брахманы и девадасы
– Невидимые волшебные существа
Синопсис пьесы:
Начало ХХ века. Индия стонет под гнётом Англии. Когда-то европейцы были встречены с наивной верой в то, что они потомки царя обезьян Ханумана, но сейчас обманутые индусы ждут исполнения иного древнего предсказания: из страны Северного неба должен явиться золотоволосый человек, сын Солнца, который освободит их.
Главная святыня вечного Города Света Бенареса – Золотой храм Шивы. Тысячи и тысячи паломников ежедневно посещают его на пути к гатам Ганга, где находят свой последний приют. Иноверцам запрещено прикасаться к святыням Золотого храма, и толпа фанатиков готова мгновенно растерзать ослушников.
Появляется Бальмонт. Он исследует Индию, изучает её историю, язык, культуру, религию и традиции. Он намерен обогатить знания человечества переводами огромного наследия индусов. Он подавлен нынешним состоянием страны и нищенским существованием народа.
Бальмонт открывает для себя великолепие Золотого храма Шивы. Он подходит к нему и пытается войти, но лишь только прикасается к резным храмовым воротам – ослепительно сверкает молния и оглушительно гремит гром. В ужасе индусы падают ниц, а затем требуют смерти преступнику.
Появляется брамин Сомаратха, главный хранитель Золотого храма. Он спрашивает пришельца – кто тот? Бальмонт гордо отвечает, что он Сын Солнца:
«Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре.
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь... Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!»
Индусы ликуют. Сын Солнца здесь, с ними. Явился тот, кого ждали столетия, кто освободит их от пут иноземного рабства. Но Бальмонт всего лишь русский поэт. Он раскрывает жителям Бенареса тайную историю города и его мистическую связь с небожителями, делающими Город Света священным местом индуизма и центром мироздания.
Махараджа Бенареса погибает. Индусы требуют, чтобы Бальмонт занял трон и правил ими, внося в их жизнь мир и гармонию. Но Бальмонт русский поэт, ему не нужны неисчислимые богатства и безграничная власть. Раскрыв тайны Бенареса и Золотого храма Шивы, он возвращается в Россию, где его ждут революция, изгнание, смерть в нищете на чужбине и долгое забвение.
«Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведёт по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!
Будем, как Солнце всегда молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и всё золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, ещё, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В Вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как Солнце, оно — молодое.
В этом завет Красоты!»
В драме проходят представители всех каст Индии: раджи, брахманы, вайшьи, кшатрии, шудры и неприкасаемые. И ищущие в Индии лишь выгоду европейцы, за ничтожество духа которых стыдно перед вечным небом.
Пьеса посвящена памяти отца автора, народного писателя Калмыкии Алексея Балакаева (1928-1998), прозаика, поэта и драматурга, жившего по заветам Константина Бальмонта.
Литературный консультант – народный поэт России Владимир Пальчиков (1936-2019), последний поэт Серебряного века.
Пьеса написана в Амстердаме в 2013-2015 гг.
Закончена 25 мая 2015 года в пригороде Амстердама.
© 2015 Авторские права защищены законодательством Королевства Нидерландов.
Друзья! Будем как Солнце! Оно - молодое! :)
Напишите автору, если захотите увидеть на сцене.
Прошу пожертвовать любые суммы на постановки пьес и издание книг и не стесняться ставить «лайки» статье.