Найти в Дзене
Татьяна Альбрехт

Дикая Охота – кавалькада проклятых или проводник заблудших душ?

Питер Арбо. Дикая Охота
Питер Арбо. Дикая Охота

Одно из самых древних и распространенных преданий индоевропейцев - предание о Дикой Охоте.

В том или ином виде оно существует практически у всех европейских народов, его отголоски встречаются даже в индуизме.

Однако сейчас мало кто помнит истинный смысл этой древней легенды, истинное назначение дикой кавалькады, несущейся по земле сквозь бурю в великие ночи праздников Колеса Года.

Сегодня в нашем понимании Дикой Охоты и отношении к ней очень сильно сказывается влияние христианства, придавшего негативный смысл всем верованиям, обрядам и ритуалам, связанным с хтоническими силами, тотемными анималистическими богами или культами плодородия.

Но изначальный смысл мифа о Дикой Охоте уходит корнями едва ли не в неолит и не несет негативной окраски.

Согласно древним языческим верованиям, особенно распространенным у кельтов и германцев, во время великих праздников Колеса Года (Белтейна, Самайна, Йоля) грань между поту- и посюсторонним мирами так истончалась, что они смешивались между собой, и обитатели иного мира приходили к людям почти открыто.

Всякий одинокий путник в этот период подвергался опасности встретиться с фейри, духами предков или другими мифологическими существами.

Язычники не считали их злыми и всегда желающими навредить человеку, но полагали, что их знания, возможности, время их жизни не сравнимы с человеческими. Потому любая такая встреча - риск. Если человек попадал под власть этих существ, ему нельзя было помочь, если переходил грань и оказывался в Сиде - пропадал для мира людей, т. к. у сидов нет счета времени (во всяком случае, человеческого), оттуда можно вернуться через несколько веков, не постарев ни на день.

О таких роковых встречах есть немало саг и преданий.

Язычники верили, что в великие ночи главных праздников года сиды сами выходили к людям, иногда даже брали в жены красивых девушек. От этих браков рождались герои, принадлежащие сразу к двум мирам и обладавшие сверхъестественными способностями.

Но чаще всего сиды приходили просто разделить с людьми праздничную трапезу. Они с удовольствием давали мудрые советы, исцеляли тяжелую болезнь или рану, могли предсказать судьбу или наделить магическими силами. А еще были настолько любезны, что приводили с собой угощение - свиней, которые оживали после того, как их жарили и съедали.

Иногда к празднику могли присоединиться даже боги.

Почему же предание о Дикой Охоте связано, прежде всего, именно с этими праздниками?

Все очень просто. Если в этот период границы миров почти неразличимы, когда же еще Повелителю Мертвых приходить на землю и отыскивать заблудшие души, чтобы провести их через Грань?

Что же такое Дикая Охота и зачем она появляется на земле

Дикая Охота - это свора собак и кавалькада наездников, следующая за одним или несколькими всадниками. В любом случае, всегда есть один, возглавляющий Охоту. И собаки, и наездники – существа иного мира, а предводитель – либо сам Повелитель Мертвых, либо его, так сказать, И. О. в данной местности.

Появляется такая Охота обычно во время бури (или сама вызывает бурю – столько в ней магической силы), сопровождается большим шумом, ветром, молниями, и т. п.

Чего же хочет эта страшная кавалькада от живых?

Ничего. До живых ей вообще нет дела. Задача Дикой Охоты и ее вожака – собрать все потерянные души и проводить их в иной мир.

Кстати, очень интересная деталь, общая практически во всех мифах об Охоте: если живой, случайно столкнувшись с ней, отвернется или упадет на землю, закрыв лицо, если он не встретится глазами с огненным неумолимым взглядом Повелителя Мертвых, Дикая Охота не причинит ему никакого вреда, Предводитель просто не заметит его. Властитель Мертвых может нести гибель живому, но у него нет такой цели, он пришел на землю за теми, кто уже принадлежит ему, а живой, что встретился ему и не отвел глаз, сам виноват в своем неведении или безумии.

Идея Грани между мирами очень характерна для мифологии многих народов. Часто роль такой грани выполняют реки и мосты - это и Стикс, по которому Харон перевозит души, и мост в Вальхаллу, и Мост Предела перед Замком Грааля и даже привычный нам Калинов мост через речку Смородину.

-3

У язычников отношение к смерти иное, нежели в христианстве. Язычника она не так пугает и тяготит, поскольку иной мир для него куда более реален, понятен и прост, нежели христианский ад, рай или чистилище (не говоря уже о неразберихе со сроками попадания в сии обители). Язычники смотрели на смерть именно как на переход из мира в мир, смену формы существования, которой подвержены все живые существа. Соответственно, мертвый не может и не должен задерживаться в этом мире, ибо это нарушение естественного порядка вещей, незыблемого для всего сущего. А если по каким-то причинам он не смог перейти Грань, на помощь проходили проводники, подобные Повелителю Мертвых.

Например, для кельтов вообще очень важна была определенность в смерти. Они даже усопших убивали дополнительно, чтобы быть уверенным в том, что тот не задержится на земле, а попадет туда, куда ему положено.

Ведь нет ничего хуже, чем застрять между мирами, не принадлежа ни к одному из них. Потому в период завершения очередного природного цикла, особенно важно срочно доставить всех, не перешедших Грань умерших туда, где им положено быть.

Именно в этом и состояла функция Дикой Охоты, чей предводитель по сути близок греческому Гермесу, который тоже провожал души в Аид.

Один верхом на Слейпнире. Миниатюра из исландской рукописи XVIII века. Один из наиболее распространенных предводителей Дикой Охоты.
Один верхом на Слейпнире. Миниатюра из исландской рукописи XVIII века. Один из наиболее распространенных предводителей Дикой Охоты.

Очень интересно описание Дикой Охоты кельтов:

«Свора Повелителя Мертвых
Сверкающе-белой была их шкура, а уши - алыми...»

Из сборника легенд «Мабиногион»

Странно... А где же черный цвет, демонически горящие глаза и прочие привычные нам атрибуты смерти?

Их и не может быть, потому что у кельтов цветом смерти был белый.

Кстати, по кельтским преданиям уже христианской эпохи, одним из предводителей Дикой Охоты является король Артур. Да, тот самый.

Почему? – Потому что он ни жив, ни мертв в привычном понимании. Он больше не человек, но и не принадлежит к миру Сида полностью. А именно такие, согласно верованиям, становились локальными предводителями Дикой Охоты. У Повелителя Мертвых много дел. Не станет же он разъезжать по всей земле сам, ему нужны помощники.

В комедии Шекспира «Виндзорские насмешницы» есть упоминание мрачного предания об охотнике Херне – рогатом предводителе Дикой Охоты Виндзорского леса. Имя Херне навевает явные ассоциации с кельтским богом Кернуном – повелителем стад.

А еще очень интересно, что в Уэльсе - на родине легенд о короле Артуре и Мерлине Дикую Охоту называют Псами Аннуна (Аннона).

Слово «Аннон» (или «Аннун») означает «бездонный». Это определение вполне подходит к потустороннему миру, владыкой которого считается бог Араун.

Так что Дикая Охота – это, конечно, страшно, если встретиться с ней. Но совсем не так плохо, как мы привыкли думать.

Изображение Кернунна. Барельеф
Изображение Кернунна. Барельеф