Найти в Дзене
Кинорадар

Нейросинематика: как фильмы влияют на мозг?

Оглавление
Нейросинематика - нейронаука и кино
Нейросинематика - нейронаука и кино

Современный кинематограф использует не только спецэффекты, но и научные исследования для создания новых шедевров, постольку фильм - это прежде всего бизнес и инвестиции в него должны окупаться.

Исследование, проведенное нейробиологами Нью-Йоркского университета, показало, что различные фильмы по разному влияют на активность мозга. Метод объединяет две отдельные и в значительной степени не связанные между собой дисциплины: когнитивную неврологию и кинематографические исследования.

Результаты томографии Neurocinematics: The Neuroscience of Film.
Результаты томографии Neurocinematics: The Neuroscience of Film.

Данные исследования очень близки к нейромаркетингу - приемам манипулирования в рекламе и продвижении продуктов и услуг. .

Результаты МРТ исследуемых. Neurocinematics: The Neuroscience of Film. Uri Hasson, Ohad Landesman, Barbara Knappmeyer,Ignacio Vallines, Nava Rubin, and David J. Heeger
Результаты МРТ исследуемых. Neurocinematics: The Neuroscience of Film. Uri Hasson, Ohad Landesman, Barbara Knappmeyer,Ignacio Vallines, Nava Rubin, and David J. Heeger

Измеряя активность мозга с использованием МРТ во время просмотра фильмов, ученые регистрировали то, как субъекты реагируют подсознательно, а не как они сознательно чувствуют, что они реагируют, что дает более реалистичную картину в отличии от опросников.

Фильмы ведут зрителей через одинаковую последовательность перцептивных, эмоциональных и когнитивных состояний.

Используя информацию, полученную из МРТ, можно точно определить, какие сцены и даже конкретные изображения вызывают отклик или наоборот. Поэтому работы режиссеров интересуют и психологов по всему миру.

В исследовании использовались четыре фильма:

Результаты исследования

Результаты показали, что корреляции ответов в неокортексе (части мозга, ответственной за восприятие и познание), различались по четырем фильмам.

Результаты исследования Neurocinematics: The Neuroscience of Film.
Результаты исследования Neurocinematics: The Neuroscience of Film.

Итого:

  • Эпизод Хичкока вызвал аналогичные реакции у всех зрителей в более чем 65% неокортекса, что указывает на высокий уровень контроля над сознанием зрителей.
  • Высокий показатель в 45% - «Хороший, плохой, злой».
  • Более низкий - у «Обуздать свой энтузиазм» - всего 18%.
  • “Вашингтон-сквер” - менее 5 процентов.
Хичкок умело управляет реакциями различных областей мозга, отвечающих за аудиально и визуальное восприятие, включая и выключая их одновременно у всех зрителей, что являет собой прямое доказательство способности манипулировать сознанием зрителей.

Хичкок неоднократно повторял интервьюерам, что для него «творчество основано на точной науке реакции аудитории», что и доказывает данное исследование.

Как разные жанры кино влияют на нас?

В целом, при просмотре фильмов, люди с устойчивой психикой, прокачивают социальный интеллект и эмпатию.

Важно отметить, что возрастные ограничения существуют не просто так для фильмов. Высокочувствительные люди, люди с тревожными расстройствами, а аткже дети и подростки должны учитывать это и ограничивать некоторые жанры.

Криминальные драмы

Например, криминальные драмы - вызывают тревогу, волнение, печаль, при “присоединении (присоединение к образам, которые являются ведущими у данного конкретного человека) к главному герою.

Триллеры

Психологически устойчивой психике они помогают научиться и свыкнуться со страхом, а также успешно применяются в лечении различных фобий. В то же время они небезопасны для детской и подростковой психики, потому как подросток или ребенок часто переносит сцены насилия из фильмов в реальную жизнь.

Опасным последствием может стать формирование новых страхов исходя из сюжета фильма. Спросите у тех, кто в детстве смотрел фильма “Чаки” (Child's Play, 1988) каково им было заснуть ночью? Кстати, этот фильм был запрещен в Соединенном Королевстве до 2002 года, поскольку ошибочно считалось, что он способствовал убийству Джеймса "Джейми" Балджера в реальной жизни. В 1991 году Джейми был похищен двумя 11-летними мальчиками, которые отвели его на железнодорожную линию, пытали и убили его.

С развитием кинематографа, в 1970-х в психологии появилось понятие «кинематографический невроз», которым обозначали невротические состояния, развивающиеся у людей после фильмов ужасов.

Комедии

Комедии можно назвать практически лекарством, потому что они заставляют нас смеяться, помогают нам повысить уровень эндорфинов, снижают давление и повышают иммунитет, хотя очень часто содержат сцены насилия и скрытой агрессии.

Сериалы, трилогии, сиквелы

А что на счет сериалов, трилогий, сиквелов? Вы наверное замечали, как нарастает тревога и печаль, когда подходит к концу ваш любимый сериал? Здесь есть определенные "побочные эффекты".

Когда что-то важное подходит к концу, например, телешоу, кино или большой ремонт дома, это может вызвать депрессию у некоторых людей. В 2009 году поклонники “Аватара” сообщали о том, что чувствуют себя подавленными, а некоторые были даже на грани самоубийства.

К сожалению поклонников фильма, прекрасный, но вымышленный мир Кэмерона перестал существовать. Кстати, у поклонников Гарри Поттера была похожая реакция на окончание серии о волшебниках.

Эмили Мойер-Гузе, доктор философии, доцент кафедры коммуникации в Университете штата Огайо в Колумбусе. Мойер-Гузе подозревает, что с Аватаром люди «погрузились в фантастическое повествование, забыв о реальной жизни и своих проблемах, что впоследствии вызвало дистресс».

Приемы монтажа и наше восприятие

Манипуляции с нашим сознанием также описывает эффект Кулешова — когда при монтаже в кино, у зрителя создается впечатление появление нового смысла.

Кадры демонтрирующие эффект Кулешова. Монтаж Льва Кулешова. culture.ru
Кадры демонтрирующие эффект Кулешова. Монтаж Льва Кулешова. culture.ru

Изначально актера снимают, когда он смотрит абсолютно нейтрально и заинтересованно. Затем при монтаже добавляют 3 сцены: одна со смертью, вторая с девушкой, и третья с едой. В восприятии зрителя формируется впечатление что герой грустит при виде смерти, заинтересован, когда видит девушку и также у него появляется аппетит при виде еды.

Данный эффект показал, что содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл кадра предыдущего.

На первый взгляд кино - это привычный для нас вид досуга. При более делатьном и научном рассмотрении - это мощный инструмент по управдению нашими эмоциями и поведением. В следующий раз, выбирая к просмотру очередной киношедевр, стоит задуматься глубже, а возможно и проигнорировать определенные жанры.