Современный кинематограф использует не только спецэффекты, но и научные исследования для создания новых шедевров, постольку фильм - это прежде всего бизнес и инвестиции в него должны окупаться.
Исследование, проведенное нейробиологами Нью-Йоркского университета, показало, что различные фильмы по разному влияют на активность мозга. Метод объединяет две отдельные и в значительной степени не связанные между собой дисциплины: когнитивную неврологию и кинематографические исследования.
Данные исследования очень близки к нейромаркетингу - приемам манипулирования в рекламе и продвижении продуктов и услуг. .
Измеряя активность мозга с использованием МРТ во время просмотра фильмов, ученые регистрировали то, как субъекты реагируют подсознательно, а не как они сознательно чувствуют, что они реагируют, что дает более реалистичную картину в отличии от опросников.
Фильмы ведут зрителей через одинаковую последовательность перцептивных, эмоциональных и когнитивных состояний.
Используя информацию, полученную из МРТ, можно точно определить, какие сцены и даже конкретные изображения вызывают отклик или наоборот. Поэтому работы режиссеров интересуют и психологов по всему миру.
В исследовании использовались четыре фильма:
Результаты исследования
Результаты показали, что корреляции ответов в неокортексе (части мозга, ответственной за восприятие и познание), различались по четырем фильмам.
Итого:
- Эпизод Хичкока вызвал аналогичные реакции у всех зрителей в более чем 65% неокортекса, что указывает на высокий уровень контроля над сознанием зрителей.
- Высокий показатель в 45% - «Хороший, плохой, злой».
- Более низкий - у «Обуздать свой энтузиазм» - всего 18%.
- “Вашингтон-сквер” - менее 5 процентов.
Хичкок умело управляет реакциями различных областей мозга, отвечающих за аудиально и визуальное восприятие, включая и выключая их одновременно у всех зрителей, что являет собой прямое доказательство способности манипулировать сознанием зрителей.
Хичкок неоднократно повторял интервьюерам, что для него «творчество основано на точной науке реакции аудитории», что и доказывает данное исследование.
Как разные жанры кино влияют на нас?
В целом, при просмотре фильмов, люди с устойчивой психикой, прокачивают социальный интеллект и эмпатию.
Важно отметить, что возрастные ограничения существуют не просто так для фильмов. Высокочувствительные люди, люди с тревожными расстройствами, а аткже дети и подростки должны учитывать это и ограничивать некоторые жанры.
Криминальные драмы
Например, криминальные драмы - вызывают тревогу, волнение, печаль, при “присоединении (присоединение к образам, которые являются ведущими у данного конкретного человека) к главному герою.
Триллеры
Психологически устойчивой психике они помогают научиться и свыкнуться со страхом, а также успешно применяются в лечении различных фобий. В то же время они небезопасны для детской и подростковой психики, потому как подросток или ребенок часто переносит сцены насилия из фильмов в реальную жизнь.
Опасным последствием может стать формирование новых страхов исходя из сюжета фильма. Спросите у тех, кто в детстве смотрел фильма “Чаки” (Child's Play, 1988) каково им было заснуть ночью? Кстати, этот фильм был запрещен в Соединенном Королевстве до 2002 года, поскольку ошибочно считалось, что он способствовал убийству Джеймса "Джейми" Балджера в реальной жизни. В 1991 году Джейми был похищен двумя 11-летними мальчиками, которые отвели его на железнодорожную линию, пытали и убили его.
С развитием кинематографа, в 1970-х в психологии появилось понятие «кинематографический невроз», которым обозначали невротические состояния, развивающиеся у людей после фильмов ужасов.
Комедии
Комедии можно назвать практически лекарством, потому что они заставляют нас смеяться, помогают нам повысить уровень эндорфинов, снижают давление и повышают иммунитет, хотя очень часто содержат сцены насилия и скрытой агрессии.
Сериалы, трилогии, сиквелы
А что на счет сериалов, трилогий, сиквелов? Вы наверное замечали, как нарастает тревога и печаль, когда подходит к концу ваш любимый сериал? Здесь есть определенные "побочные эффекты".
Когда что-то важное подходит к концу, например, телешоу, кино или большой ремонт дома, это может вызвать депрессию у некоторых людей. В 2009 году поклонники “Аватара” сообщали о том, что чувствуют себя подавленными, а некоторые были даже на грани самоубийства.
К сожалению поклонников фильма, прекрасный, но вымышленный мир Кэмерона перестал существовать. Кстати, у поклонников Гарри Поттера была похожая реакция на окончание серии о волшебниках.
Эмили Мойер-Гузе, доктор философии, доцент кафедры коммуникации в Университете штата Огайо в Колумбусе. Мойер-Гузе подозревает, что с Аватаром люди «погрузились в фантастическое повествование, забыв о реальной жизни и своих проблемах, что впоследствии вызвало дистресс».
Приемы монтажа и наше восприятие
Манипуляции с нашим сознанием также описывает эффект Кулешова — когда при монтаже в кино, у зрителя создается впечатление появление нового смысла.
Изначально актера снимают, когда он смотрит абсолютно нейтрально и заинтересованно. Затем при монтаже добавляют 3 сцены: одна со смертью, вторая с девушкой, и третья с едой. В восприятии зрителя формируется впечатление что герой грустит при виде смерти, заинтересован, когда видит девушку и также у него появляется аппетит при виде еды.
Данный эффект показал, что содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл кадра предыдущего.
На первый взгляд кино - это привычный для нас вид досуга. При более делатьном и научном рассмотрении - это мощный инструмент по управдению нашими эмоциями и поведением. В следующий раз, выбирая к просмотру очередной киношедевр, стоит задуматься глубже, а возможно и проигнорировать определенные жанры.