Иоганн Вольфганг фон Гёте (дата рождения 28.08 1749 г., Франкфурт-на-Майне [Германия] - родился 22.03 1832 г., Веймар, Саксо-Веймар), немецкий поэт, драматург, прозаик, учёный, государственный деятель, театральный режиссёр, критик и художник-любитель, считался величайшим немецким литературным деятелем современной эпохи.
Гёте - единственный немецкий литературный деятель, чей диапазон и международный авторитет равны высшим философам Германии (которые часто черпали вдохновение в его произведениях и идеях) и композиторам (которые часто приспосабливали его произведения к музыке). В литературной культуре немецкоязычных стран он занимает настолько доминирующее положение, что с конца XVIII века его произведения описываются как "классические". В европейской перспективе он представляется центральным и непревзойденным представителем романтического движения в широком понимании. Можно сказать, что он стоит в одном ряду с культурой эпохи, которая началась с Просвещения и продолжается по сей день, как Вильгельм Шекспир относится к культуре Возрождения, а Данте - к культуре Высшего Средневековья. Его "Фауст", хотя и примечателен при соответствующем редактировании, является также величайшей продолжительной поэмой Европы со времен "Потерянного рая" Джона Мильтона, если не со времен "Божественной комедии" Данте.
Ранние годы (1749-69)
Гёте был одной из немногих фигур немецкого литературного возрождения XVIII века, которые были, в полном смысле этого слова, буржуазными. В отличие от большинства своих современников, ему не нужно было, по крайней мере, в первой половине своей жизни, искать княжеского покровительства своей письменности или работы в качестве чиновника или ученого. Во Франкфурте, во время которого он родился и во время которого сформировались его общественные взгляды, был, как и сейчас, богатым торговым и финансовым центром, но в то же время это была практически самоуправляемая республика, город-государство в составе Священной Римской империи. Аристократия и великие и мелкие государи, которые так много значили в дальнейшей жизни Гёте, не имели никакого отношения к его ранним событиям: он был городским ребёнком из богатой семьи в мире, по сути, среднего класса.
Его отец, Иоганн Каспар Гёте (1710-82), сын богатого портного, превращенного в настоятеля, был человеком досуга, который жил на унаследованное состояние и посвятил себя, после изучения права в Лейпциге и Страсбурге и гастролей по Италии, Франции и Нижним странам, сбору книг и картин и воспитанию своих детей. Мать Гёте, Катарина Элизабет Текстор (1731-1808), была одной из дочерей самого старшего чиновника Франкфурта и была живой женщиной, ближе по возрасту к сыну, чем к мужу. Гёте был старшим из семи детей, хотя до взрослой жизни дожил только один, его сестра Корнелия (1750-77), к которой он испытывал сильную привязанность, потенциально кровосмесительную природу которой он, похоже, осознавал. Другим эмоциональным фактором в детстве поэта, который, возможно, повлиял на его последующее развитие, были отношения любви-ненависти к младшему брату, который умер в 1759 году в возрасте шести лет: более поздние отношения Гёте с литературными современниками были неоднозначными, хотя он, тем не менее, описывал их как "братьев", и его отталкивали литературно-художественные представления о смерти.
До 16 лет Гёте вместе с сестрой воспитывался дома у репетиторов. У отца были очень ясные представления о его образовании, и он намеревался, чтобы Гёте в молодости следовал образцу, который он сам выбрал: изучал право, набирался опыта в Reichskammergericht (верховном дворе Священной Римской империи) в Ветцларе и, в конце концов, окружил свою земную культуру грандиозной поездкой в Италию, после которой он мог жениться и поселиться, возможно, поднявшись, как не смог сделать его отец, на ответственную должность в городском административном управлении. С некоторой неторопливостью и задержкой Гёте следовал предписаниям отца, хотя и завершил последние этапы лишь через несколько лет после смерти отца.
Поэтому в 1765 году Гёте уехал из дома изучать право в Лейпциг. В течение последних 40 лет университет был центром литературного возрождения Германии. В академии рисования под руководством друга Адама Фридриха Озэра и преподавателя искусствоведения Иоганна Винкельмана, жившего тогда в Риме-Гёте, косвенно стал одним из учеников Винкельмана. Когда Гёте поступил в университет, он почти закончил библейскую пьесу и моралистический роман, но, прочитав их своим друзьям, показным образом сжег их, как недостойные теперь его продвинутого вкуса, и начал писать эротические стихи и пасторальную драму Die Laune des Verliebten (1806; "Селезенка возлюбленного"; Eng. trans. The Lover's Caprice), начатую в 1767 году.
Продолжение следует...