Недавно СМИ сообщили о находке на дне Чёрного моря останков теплохода "Армения", потопленного во время Второй Мировой войны вместе с находившимися на борту пассажирами. Число жертв по разным оценкам колеблется от 5 500 до 10 000 человек, что делает потопление "Армении" одной из самых масштабных в истории по числу жертв трагедией на море.
«Теплоход найден глубоководным комплексом по координатам, которые были определены учёными в 2016 году. «Армения» находится на глубине 1,5 тысячи метров, на большом склоне, примерно в 18 милях от берега».
Карьера
Двухтрубный, двухвинтовой теплоход "Армения", построенный в 1928 году на Балтийском заводе в Ленинграде, был одним из четырёх пассажирских судов класса "Аджария", специально предназначенных для использования на Чёрном море . Это были первые пассажирские суда, построенные в Советском Союзе. Ещё 2 судна "Крым" и "Грузия", имевшие небольшие отличия, были заказаны и построены на заводе «Frd. Krupp A.G» в Киле, в Германии. "Армения" была судном среднего размера, способным перевозить 1000 тонн груза, а также около 550 пассажиров в номерах первого, второго и третьего классов. В коротких поездках судно могло перевозить еще 400-500 человек на палубе. Его осадка в 5,5 метров позволяла заходить в мелководные порты Крымского полуострова. Все суда серии получили прозвище "крымчаки".
На протяжении 1930–х годов "Армения" и однотипные с ней корабли перевозили пассажиров, почту и грузы между черноморскими портами, такими как Одесса, Мариуполь, Севастополь, Ялта и Батум.
В составе военно-морского флота
После вторжения немецких войск в Советский Союз 22 июня 1941 года "Армения" была реквизирована Военно-Морским флотом СССР в качестве военного транспорта. "Армения" получила зенитное вооружение и стала использоваться для перевозки военных грузов. В критические дни обороны Одессы 18-19 сентября 1941 года "Армения" участвовала в срочной доставке из Новороссийска в Одессу частей 157-й стрелковой дивизии.
К концу октября 1941 года Вермахт отрезал Крымский полуостров от остальной части СССР, осадил Севастополь. Для советского командования единственным путём в осаждённый город или из него было море. "Армения" доставляла военные грузы в Севастополь и участвовала в эвакуации из города раненых и гражданского населения.
В начале ноября 1941 перед "Арменией" была поставлена задача вывезти из Севастополя раненых советских солдат, медицинский персонал госпиталей и значительное количество мирных жителей. По мере погрузки план несколько раз менялся, а круг задач расширился. "Армения" получила распоряжение зайти в Балаклаву и Ялту, где на неё в итоге погрузились вывозимые подальше от врага ценности, чиновники, партийный актив с семьями, а так же неучтённое количество людей. Длинный переход в тёмное время суток по разным причинам не получился.
Потопление
Из Ялты в Туапсе "Армения" вышла уже на рассвете в сопровождении одного сторожевого катера (СКА №0122) и 2-х истребителей И-153. Море штормило, шел дождь, что снижало и без того невысокие возможности катера в защите от атак с воздуха. Согласно данным оперативных сводок штаба ЧФ, а также захваченных впоследствии сводок люфтваффе, в 11:25 7 ноября 1941 года "Армения" была атакована одиночным немецким самолетом-торпедоносцем Heinkel He 111 из состава 26-й бомбардировочной эскадры (KG26).
Атака была настолько неожиданной, что никакого противодействия торпедоносцу оказано не было. Самолёт атаковал "Армению" со стороны берега. "Хенкель" сбросил 2 торпеды. Одна прошла мимо, а другая взорвалась в носовой части теплохода. В результате прямого попадания торпеды произошел взрыв, которой привел к разлому судна. "Армения" затонула за четыре минуты. Сопровождавший судно сторожевой катер в неспокойном море сумел спасти всего восемь человек.
Немного о правовом поле
Согласно Гаагским конвенциям, госпитальные суда защищены от нападения, но их идентификация должна быть сообщена воюющим сторонам (III, 1-3), они должны быть окрашены в белый цвет с эмблемой Красного Креста (III, 5) и не должны использоваться для других целей (III, 4). Советский Союз, например, отказался признать какие-либо немецкие госпитальные корабли. Вскоре после начала германо-советской войны 22 июня 1941 года германское правительство уведомило Советское правительство о том, что немецкие госпитальные корабли "Штутгарт", "Берлин", "Рюген" и "Страсбург" будут действовать в Балтийском море. Советский Союз ответил следующим документом, суть которого заключалась в намерении Советского Союза не соблюдать международные конвенции, поскольку их не собиралась соблюдать и Германия:
ДИРЕКТИВА ВОЕННОМУ СОВЕТУ КБФ О РАЗВЕРТЫВАНИИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК.
№ нш/121 22 июня 1941 г. 09.28
Выслать ПЛ ПЛ (подводные лодки) в соответствии оперразработки. Действовать неограниченно по ТР ТР (транспортам) и боевым кораблям Германии.
КУЗНЕЦОВ
ЦВМА. ф. 216, д. 12487, л. 460
В то же время Германия действительно избирательно соблюдала Гаагскую и Женевскую конвенции в отношении различных национальностей оппонентов, с которыми она столкнулась. "Расовую теорию" в Германии никто не отменял.
Противники не испытывали иллюзий в отношении друг друга, и это обстоятельство сделало войну между Германией и СССР особенно жестокой.
Наличие символов "Красного Креста" на кораблях не обязательно означает, что это корабль-госпиталь, если он не проверен и сертифицирован Международным "Красным Крестом", поскольку без таких критериев для идентификации в качестве кораблей-госпиталей любые страны могут поместить символы "Красного Креста" на своих кораблях и судах во время нападения, а затем заявлять о военных преступлениях в случае атак противником.
Статус "Армении" как корабля-госпиталя не был доведен до сведения Германии Советским правительством через органы защиты или Международного "Красного Креста", и поэтому использование Советским Союзом символа "Красного Креста" в отношении "Армении" фактически являлось нарушением международного права, что, вероятно, стало одной из причин того, что Советский Союз не поднял вопрос о военном преступлении в отношении "Армении" во время Нюрнбергского процесса.
Трагедию, произошедшую с "Арменией" нередко приводят "в оправдание" потоплений советскими подводниками германских транспортов, сопровождавшихся многотысячными человеческими жертвами. В частности, про "Армению" любят вспоминать апологеты "атаки века", исполненной А.И. Маринеско 30 января 1945 года, в результате которой вместе с транспортом "Вильгельм Густлофф" погибло несколько тысяч беженцев из Восточной Пруссии.
Очевидно, что и "Армения", и "Вильгельм Густлофф" были законными военными целями. Оба судна унесли с собой в море тысячи раненых и мирных жителей. Это, безусловно, трагические эпизоды войны на море. Но есть и отличие. Имя пилота немецкого торпедоносца осталось неизвестным, и ни один немец не требует представить его к высшим наградам, а сброс торпеды, потопившей "Армению", никто не называет "атакой века".
Ещё можно добавить, что на размещение на судне длиной 100 метров 10 000 человек представляется крайне маловероятным.
Вниманию читателей предлагается предвоенный шпионский триллер "Сокровище погибшего корабля", в котором главную роль сыграл теплоход "Армения"