Найти тему
Олег Лубан

Я вас умоляю, а при чём здесь вообще Одесса?

Недавно телеканал «Россия-1» решил порадовать нас художественным фильмом «Одесса» Валерия Тодоровского.

Ну, посмотрел фильм... Положительным итогом чего буду считать то обстоятельство, что всё-таки посмотрел. Но вот больше никогда его смотреть не буду! В общем, фильм об одной паранормальной семейке в Одессе. Все члены, которой, без исключения, даже дети, больны на все свои головы. И в душной атмосфере этой семейки закручивается зануднейший сюжет, да ещё с педофилическими мотивами.

Нет, я понимаю, что сейчас кто-то обязательно скажет, что я просто ничего не понимаю! И это крутой психологический фильм. Я спорить не буду, я с киноэстетами сразу же соглашусь! Потому что я вообще редкий у нас в стране человек, который не боится признаться, что даже и фильмов Андрея Тарковского не любит. Хотя давно уже вроде общепризнанно, что фильмы Тарковского надо любить…

И даже, даже... сейчас вот воздуха в лёгкие наберу, и такое скажу! То, что в славном городе Нальчике, столице республики Кабардино-Балкария, говорить вслух считается неприличным и неполиткорректным - я совершенно не люблю фильмы Александра Сокурова! Эта нелюбовь у меня зародилась ещё с тех пор, как в 1990 году в кинозале ДАСа, знаменитой общаги МГУ, я увидел его только вышедший фильм «Дни затмения». Считается, что это фильм по роману братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света». Сразу скажу, от любимых мною Стругацких там не осталось практически ничего! Может, лучше было бы другой киносценарий поискать для творческих поисков? За прошедшие годы отношение к творчеству Сокурова в лучшую сторону у меня не изменилось, а скорее ухудшилось.

Если кто не поймёт, почему в Нальчике нельзя критиковать Сокурова - объясню. Фамилия Сокуров имеет адыгское происхождение. Хотя русский режиссёр Александр Сокуров в своё время сам об этом не знал, но ему потом объяснили. И он по предложению Минкульта Кабардино-Балкарии открыл в Нальчике творческую мастерскую молодых кинорежиссёров. За что, наверное, ему отдельное спасибо, хотя это тема отдельного разговора. Поэтому в Нальчике его фильмы и его художественное и гражданское мировоззрение критиковать нельзя.

Ну, да ладно, что-то увлёкся, я ведь и правда не кинокритик. Это порой только они могут объяснить, что они видят в некоторых фильмах, чего нам, грешным, не понять. Но вернусь к фильму «Одесса» Валерия Тодоровского. Хотелось бы спросить у него, а при чём здесь вообще Одесса? В этом замечательном городе я проходил в 1989-м году журналистскую практику. И как говорят коренные одесситы, спрошу: «я вас умоляю, не делайте мне на ночь больную голову, при чём здесь вообще Одесса? Только, умоляю вас, где вы взяли это слово дурацкое «Одэсса» - нет-нет, мягко - Одесса!».

И зачем было вообще приплетать туда историю с эпидемией холеры в Одессе? Эпидемия холеры упоминается в фильме только для завязки сюжета. А так вообще-то историю сумасшедшей семейки можно было бы перенести в любой город бывшего Советского Союза - да хоть в пресловутый, и тем уже знаменитый Урюпинск Волгоградской области.