Найти тему
Киноа: кино + архитектура

«Фея»: Сказ о том, как Хабенский пустился да во все тяжкие

Оглавление

Новый фильм Анны Меликян в рубрике «Видно, в понедельник их мама родила»


«Фея» Анны Меликян вышла на стриминге
«Кинопоиск HD» 30 апреля. На данный момент рейтинг фильма составляет 6.7, и это чудовищно много.

Если коротко, то эти два с половиной часа лучше потратить на самую плохую компьютерную игру – так продуктивнее. Но если все-таки вас волнуют настолько животрепещущие темы, как геймдев-индустрия, политический активизм и – о ужас! – «русский фашизм», и вы хотите об этом поговорить, давайте.

Константин Хабенский и Ингеборга Дапкунайте в фильме «Фея»
Константин Хабенский и Ингеборга Дапкунайте в фильме «Фея»

Сюжет

Женя Войгин (Константин Хабенский) владеет компанией по производству (одной-единственной) игры виртуальной реальности под древнерусским названием «Коловрат» (если что, был такой Евпатий Коловрат, защищавший Рязанское княжество в борьбе с Батыем, но это я прочитала в Википедии – из фильма вы узнаете только, что это символ некой «славянской свастики»).

Тут же появляются фашиствующие фанаты игры в масках и капюшонах, агрессивно настроенные против маргинальных слоев населения. Тут как тут и лирические девы с замыленными лозунгами про политзаключенных, насилие над женщинами и «права животных! права человека!» (голая грудь прилагается).

Одна из них – фея Таня (Екатерина Агеева): у нее с детства не закрывается рот, поэтому на лице всегда блаженная улыбка. Фея – это своего рода реинкарнация Даниила Чёрного – монаха, который работал с Андреем Рублевым над Успенским собором во Владимире (понимаю, что пересказ сюжета выглядит крайне дико, но я постараюсь вас не утомить).

Екатерина Агеева и Константин Хабенский в фильме «Фея»
Екатерина Агеева и Константин Хабенский в фильме «Фея»

Женя (он же Костя) носит обобщенный образ «креативного класса» где-то между арт-директором Гоголь-Центра Кириллом Серебренниковым и худруком БДТ Андреем Могучим: борода, кепка, кроссовочки, всё черное.

Разговаривает исключительно как жлоб: ни с кем не здоровается, сотрудники запуганы, любит подбадривать коллег словом «работаем!» ("арбайтен", как в концлагере), а к девушке обращается в диапазоне от «пойдем, пожрем» (в хорошем настроении) до «пошла вон» (в плохом).

Штампы, нестыковки, лажа

Можно же было хотя бы погуглить, как выглядят люди из IT-индустрии, послушать, как они говорят, посмотреть, как себя ведут и так далее. Я понимаю, что ресёрч сейчас не в моде, но охота же вам так позориться? Или понадеялись на имя Зары Абдуллаевой в титрах? Помилуйте, это же не церковная ладанка, которая автоматически спасает от отрицательных рецензий!

Однако не будем забывать, что профинансировал «Фею» свежеучрежденный фонд «Кинопрайм» Романа Абрамовича, что, без сомнения, обеспечит фильму хорошую прессу.

К. Хабенский в очках виртуальной реальности в фильме «Фея»
К. Хабенский в очках виртуальной реальности в фильме «Фея»

И все же, как ни старайся, халтура восторжествовала. Любой кинозритель вам скажет, что персонажу Хабенского не верит ни секунды! Какие у него мотивации? Чего он хочет? Что им движет? Где логика, в конце концов?

Вот наш Женя приходит домой, а там темно, виднеются только мозаичные самолетики Ольги Солдатовой. Оно-то, конечно, забавно, дизайн и все такое (спасибо художнику-постановщику Екатерине Джагаровой, мне всё понравилось). Но как-то слабо представляешь себе человека, который, будучи увлеченным православной тематикой, станет коллекционировать арт с советской символикой.

Вот вспомнили Рублева, тут же перешли к Тарковскому, и я подумала: ну, только сцены в Третьяковке не хватает. И вот, на, получай на блюдечке слезливую сцену в зале Рублева в ГТГ.

Анна Меликян и Екатерина Агеева в Третьяковке на съемках фильма «Фея»
Анна Меликян и Екатерина Агеева в Третьяковке на съемках фильма «Фея»

Вот это поворот! Нестандартно мыслите, оригинальный сценарий, вы лучшие, ну точно бы премировали на Кинотавре, говорит Антон Долин.

Лучше бы «Кинопрайм» поддержал разработчиков игр (хотя те вроде и не жалуются), дал бы денег бедным ну или поддержал бы малый бизнес Новой Голландии (если вы не в курсе, то пресс-центр острова рассылает пресс-релизы с просьбой помочь местным ресторанам деньгами: мол, вышлите 400 рублей и помогите накормить бездомных обедами, а то ресторанам нечем платить аренду Абрамовичу).

Ну и самое главное. Гейм-девелоперы обычно серьезно подходят к изучению вопроса. Такого, чтобы «нету фоток в хорошем разрешении» или съездить не в тот собор (герой такой суперпрофи, что перепутал Успенский собор с Дмитриевским собором во Владимире) – это вообще за гранью.

Не в том соборе. Кадр из фильма «Фея»
Не в том соборе. Кадр из фильма «Фея»

И после всего Женя считается лучшим разработчиком игр в стране? Серьезно? Вообще-то компании нанимают историков и всяких узких специалистов, чтобы лучше осветить каждый аспект игры, потому что в этом деле крайне важны подробности, детали, мелочи.

Наверное, весело придумывать для фильма игровую индустрию с нуля, но я представляю, как разработчики смотрят на ваши 2,5-часовые мучения и весело смеются во весь голос.

А что все-таки с фашизмом?

А вот, смеялись-смеялись, шутили-шутили и в итоге договорились. Вот, оказывается, куда этот ваш Андрей Рублев может привести! Дети берут в руки ножички и вперед, таджиков чикать. Вот она какая, эта ваша духовность!

«Русские фашисты и Андрей Рублев» – вот так, рядышком, в рецензии критика Долина. Красиво? Эффектно? Так можно не только Достоевского, но и русские народные сказки перестать читать, всем долиным на потеху. А если серьезно, то это очередная дешевая подмена понятий.

Давайте выполним простейшее упражнение:

Задание 1. Погуглите словосочетание «православие видеоигры». И вы увидите, что
а) православная церковь к видеоиграм относится, мягко говоря, критически (или как минимум не поощряет) и
б) несколько лет назад в РПЦ даже кто-то предложил делать свои добрые-светлые видеоигры, чтобы пропагандировать хорошее, а не насилие / злобу / агрессию / русофобию и прочую дичь.

Задание 2. А теперь погуглите словосочетание «фашизм видеоигры». И вы точно найдете это сообщение Euronews о том, как в Германии разрешили использовать свастику в видеоиграх, а местное геймерское сообщество смотрит положительно на этот факт.

В общем, дорогая Анна Меликян и все ваши дражайшие соавторы, не поминайте Тарковского всуе, у вас, говоря словами из вашего же фильма, давно инстаграм вместо мозгов.


Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на
канал 💡