Новый фильм Анны Меликян в рубрике «Видно, в понедельник их мама родила»
«Фея» Анны Меликян вышла на стриминге «Кинопоиск HD» 30 апреля. На данный момент рейтинг фильма составляет 6.7, и это чудовищно много.
Если коротко, то эти два с половиной часа лучше потратить на самую плохую компьютерную игру – так продуктивнее. Но если все-таки вас волнуют настолько животрепещущие темы, как геймдев-индустрия, политический активизм и – о ужас! – «русский фашизм», и вы хотите об этом поговорить, давайте.
Сюжет
Женя Войгин (Константин Хабенский) владеет компанией по производству (одной-единственной) игры виртуальной реальности под древнерусским названием «Коловрат» (если что, был такой Евпатий Коловрат, защищавший Рязанское княжество в борьбе с Батыем, но это я прочитала в Википедии – из фильма вы узнаете только, что это символ некой «славянской свастики»).
Тут же появляются фашиствующие фанаты игры в масках и капюшонах, агрессивно настроенные против маргинальных слоев населения. Тут как тут и лирические девы с замыленными лозунгами про политзаключенных, насилие над женщинами и «права животных! права человека!» (голая грудь прилагается).
Одна из них – фея Таня (Екатерина Агеева): у нее с детства не закрывается рот, поэтому на лице всегда блаженная улыбка. Фея – это своего рода реинкарнация Даниила Чёрного – монаха, который работал с Андреем Рублевым над Успенским собором во Владимире (понимаю, что пересказ сюжета выглядит крайне дико, но я постараюсь вас не утомить).
Женя (он же Костя) носит обобщенный образ «креативного класса» где-то между арт-директором Гоголь-Центра Кириллом Серебренниковым и худруком БДТ Андреем Могучим: борода, кепка, кроссовочки, всё черное.
Разговаривает исключительно как жлоб: ни с кем не здоровается, сотрудники запуганы, любит подбадривать коллег словом «работаем!» ("арбайтен", как в концлагере), а к девушке обращается в диапазоне от «пойдем, пожрем» (в хорошем настроении) до «пошла вон» (в плохом).
Штампы, нестыковки, лажа
Можно же было хотя бы погуглить, как выглядят люди из IT-индустрии, послушать, как они говорят, посмотреть, как себя ведут и так далее. Я понимаю, что ресёрч сейчас не в моде, но охота же вам так позориться? Или понадеялись на имя Зары Абдуллаевой в титрах? Помилуйте, это же не церковная ладанка, которая автоматически спасает от отрицательных рецензий!
Однако не будем забывать, что профинансировал «Фею» свежеучрежденный фонд «Кинопрайм» Романа Абрамовича, что, без сомнения, обеспечит фильму хорошую прессу.
И все же, как ни старайся, халтура восторжествовала. Любой кинозритель вам скажет, что персонажу Хабенского не верит ни секунды! Какие у него мотивации? Чего он хочет? Что им движет? Где логика, в конце концов?
Вот наш Женя приходит домой, а там темно, виднеются только мозаичные самолетики Ольги Солдатовой. Оно-то, конечно, забавно, дизайн и все такое (спасибо художнику-постановщику Екатерине Джагаровой, мне всё понравилось). Но как-то слабо представляешь себе человека, который, будучи увлеченным православной тематикой, станет коллекционировать арт с советской символикой.
Вот вспомнили Рублева, тут же перешли к Тарковскому, и я подумала: ну, только сцены в Третьяковке не хватает. И вот, на, получай на блюдечке слезливую сцену в зале Рублева в ГТГ.
Вот это поворот! Нестандартно мыслите, оригинальный сценарий, вы лучшие, ну точно бы премировали на Кинотавре, говорит Антон Долин.
Лучше бы «Кинопрайм» поддержал разработчиков игр (хотя те вроде и не жалуются), дал бы денег бедным ну или поддержал бы малый бизнес Новой Голландии (если вы не в курсе, то пресс-центр острова рассылает пресс-релизы с просьбой помочь местным ресторанам деньгами: мол, вышлите 400 рублей и помогите накормить бездомных обедами, а то ресторанам нечем платить аренду Абрамовичу).
Ну и самое главное. Гейм-девелоперы обычно серьезно подходят к изучению вопроса. Такого, чтобы «нету фоток в хорошем разрешении» или съездить не в тот собор (герой такой суперпрофи, что перепутал Успенский собор с Дмитриевским собором во Владимире) – это вообще за гранью.
И после всего Женя считается лучшим разработчиком игр в стране? Серьезно? Вообще-то компании нанимают историков и всяких узких специалистов, чтобы лучше осветить каждый аспект игры, потому что в этом деле крайне важны подробности, детали, мелочи.
Наверное, весело придумывать для фильма игровую индустрию с нуля, но я представляю, как разработчики смотрят на ваши 2,5-часовые мучения и весело смеются во весь голос.
А что все-таки с фашизмом?
А вот, смеялись-смеялись, шутили-шутили и в итоге договорились. Вот, оказывается, куда этот ваш Андрей Рублев может привести! Дети берут в руки ножички и вперед, таджиков чикать. Вот она какая, эта ваша духовность!
«Русские фашисты и Андрей Рублев» – вот так, рядышком, в рецензии критика Долина. Красиво? Эффектно? Так можно не только Достоевского, но и русские народные сказки перестать читать, всем долиным на потеху. А если серьезно, то это очередная дешевая подмена понятий.
Давайте выполним простейшее упражнение:
Задание 1. Погуглите словосочетание «православие видеоигры». И вы увидите, что
а) православная церковь к видеоиграм относится, мягко говоря, критически (или как минимум не поощряет) и
б) несколько лет назад в РПЦ даже кто-то предложил делать свои добрые-светлые видеоигры, чтобы пропагандировать хорошее, а не насилие / злобу / агрессию / русофобию и прочую дичь.
Задание 2. А теперь погуглите словосочетание «фашизм видеоигры». И вы точно найдете это сообщение Euronews о том, как в Германии разрешили использовать свастику в видеоиграх, а местное геймерское сообщество смотрит положительно на этот факт.
В общем, дорогая Анна Меликян и все ваши дражайшие соавторы, не поминайте Тарковского всуе, у вас, говоря словами из вашего же фильма, давно инстаграм вместо мозгов.
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡