Далянь – город с русскими корнями и неизгладимой печатью принадлежности к русскому миру. Я не знаю, как это происходит, но русский дух тут ощущается вопреки всему. Внешне – это иной мир. Красивый, ухоженный, зеленый город, с широченными тротуарами, прекрасным асфальтом, электрическим общественным транспортом и удивительными по красоте площадями.
Но что-то есть такое русское в атмосфере Даляня. Противоречие. Печаль на лицах. Странности странников. Заноза в душе. Об этом городе я напишу несколько историй, все они – об удивительных странностях Даляня.
Прошло уже три года с момента нашей встречи с ним, а он по-прежнему волнует. Задел за живое.
Уезжала из него в странном смятении чувств. Особого восторга не испытывала. А сейчас - перебираю фотографии и радуюсь тому, что побывала там. Остро хочу вернуться. Вот же непредсказуемость женской логики!
Есть в этом городе одно местечко. Туристический объект. Новодел.
Любопытство только кошку убивает, а русского туриста оно мотивирует. Слухи, паритетный коктейль из восторженных откликов и полного неприятия с плевками в сторону, заставили нас внести этот пункт назначения в список мест, обязательных к просмотру.
Вдоволь нагулявшись по просторным улицам, уютным паркам и разнообразным площадям, отправились сюда, на самый край Даляня. Пустые вагоны в метро. Такие же безлюдные, но широченные улицы. 10 минут ходьбы пешком и вот…Взгляд утыкается в странное архитектурное безумие. Какой-то визуальный подвох. Издевательство. Сочетание несочетаемого.
Что-то не так!
Китайцы построили кусочек Венеции. Да-да-да… С ее каналами, двух и трехэтажными домами, окна в которых задумчиво разглядывают водную гладь под собой. Этот район Даляня именуется «Восточной Венецией».
Вот, значит, как, по мнению китайских архитекторов, выглядит Венеция? Подряд на строительство этого района в Даляне выиграла очень уважаемая, известная во всем мире, фирма. Haichang Holdings создает объекты развлечений по всему Китаю. Океанариумы. Дискавери-ленды. Отели.
Поскольку родом эта фирма из Даляня, здесь следов ее архитектурного творчества больше, чем где-либо. Они добавляют в копилку странностей свой неповторимый колорит.
Интересно, если бы эти архитекторы строили пять веков назад венецианские кварталы, что бы получилось у них в итоге?
В общем, подделка.
Искусственный канал – четырехкилометровый бетонный желоб, наполненный водой.
Бутафорские дворцы – 200 бетонных коробок с окнами, крыльцами и наружной отделкой, внутри которых нет ничего, кроме истинной пустоты и строительного мусора.
Пластиковые цветы в кашпо на стенах зданий и парапете набережной – «для романтизьму».
Гондолы с электромоторами, взбивающим толщу воды в пенный коктейль. Зачем рулевому такой гондолы весло?
И сам гондольер, как вишенка на торте, по случаю осени сменивший театральный бархатный камзол на теплую куртку на синтепоне.
Подделка и обман или оно того стоило?
Однажды я поспорила с одним человеком на предмет целесообразности строительства одного сомнительного с художественной точки зрения арт-объекта. Спор я тогда проиграла. Это был спор ради спора, а я так и не нашла ответа на вот этот убийственный аргумент: «Послушай, дорогая, ну, вот если бы не было этого «творения», здесь пустырь бы был или промышленная зона…О чем бы мы с тобой сейчас спорили? Всякое материализованное творчество лучше, чем его отсутствие!»
Так и тут, в «Восточной Венеции» Даляня – творческий замысел развлекательного свойства в виде целого городского микрорайона. И я - чисто по-русски, сижу во Владивостоке и всерьез рассуждаю – хорошо, что этот район построили или нет? Подделка лучше, чем ее отсутствие? Диванный критик, е-мое…
Может, просто смущает это официальное название – «Венеция»? Это так по-китайски, взять известный бренд и сделать с него копию… Копию города, одного из символов человеческой цивилизации?
Хотя есть еще один аргумент в пользу его строительства. Обычному гражданину Китайской Народной Республики чуть старше 50 лет, вряд ли когда-нибудь выдастся возможность увидеть подлинник в оригинале. А Венеция стоит того, чтобы ее хотя бы раз в жизни увидел каждый человек!
А молодые? Признаться в любви, сидя в гондоле в окружении венецианских дворцов – это же так круто!
Да, как фотозона это место – просто великолепно. Кстати, по мнению скептиков для этого его и построили. Квартал «Восточная Венеция» на окраине Даляня –декорации, лишенные какого бы-то ни было смысла кроме одного – быть фоном для фотографий и картинкой для счастливых воспоминаний каждого, кто побывает здесь.
5 миллиардов юаней вложенных в 400 000 квадратных метров спорных декораций. Зачем?
Зачем создавать подделку чего-то прекрасного в том месте, где есть собственный неповторимый подлинник иного плана? Совершенно божественное естественное сочетание прекрасного? Море и небо…
Таинственная загадка природы – как при сложении двух одинаковых слагаемых всегда получается разная сумма? Это как союз мужчины и женщины…Слияние моря и неба дарит миру вокруг совершенный пейзаж. В каждом морском городе он свой. Сколько оттенков голубого вы насчитаете в Желтом море и небе над ним?
В ста метрах от выхода из квартала «Восточная Венеция» - край земли. Море здесь назначило встречу земле, их свидание – это самая прекрасная картина для любого созерцающего мир фотографа. И самая красивая фотозона.
Набережная. Морские просторы. Безумство ветра и парящие потоки, в которых так любят куражиться птицы. И паруса яхты, жадно хватающие порывы ветра, чтобы скользить по глади моря, разрывая пространство собой.
Одна из странностей Даляня - «Восточная Венеция» - материализованный в бетоне символ параллельности миров. Разницы в менталитете. Мы никогда не сможем смотреть на мир глазами китайца. Ровно в той же мере китайцы никогда не почувствуют трагическую природу философии западного, европейского мышления и мироощущения. Разница в менталитете формируется веками различиями культурного наследия. Разные ценности у нас. Мудр тот, кто впитывает в себя инакомыслие. Не для того, чтобы менять свои жизненные ценности, а для того, чтобы сделать свой мир шире, свою душе щедрее, а свои эмоции богаче.
Наверное, для этого она и нужна, эта «Восточная Венеция»?
В общем, разные чувства она во мне вызывает. Красота золотого закатного освещения волнует и вдохновляет. Осознание того, что все кругом – подделка и бутафория – раздражает. Контраст между подлинным и мнимым – заставляет сердце замирать.
Скоро увидимся. Будем странности параллельного мира изучать.