Японские корпусные доспехи - одна из любопытнейших тем для изучения в оружиеведении. Наряду с решением очевидной задачи улучшения защиты воина в бою, в их развитии четко прослеживается и другой мотив: строгое следование традициям. И если в одних случаях эти две линии разведены (например, до-мару эпохи Воюющих Провинций уже не имели утилитарной функции, а лишь служили символом статуса), то в других - мы видим попытки оружейников совместить все это в одном доспехе. Яркий пример этого - японские ламинарные кирасы, упорно имитирующие ламелляр. Вместе с внедрением новых технологий и общим упрощением конструкции люди продолжали воспроизводить на этой (новой) основе привычную традиционную форму доспеха. Однако, даже могами-до в итоге стал обычным доспехом ламинарной конструкции без каких-либо имитаций. Здравый смысл всегда побеждает традиции... в большинстве случаев. Но вот сегодня мы подробно поговорим о исключении из этого правила: японском доспехе нуинобэ-до.
Здесь стоит на время отвлечься от основной темы и немного поговорить о главной проблеме, с которой неизбежно встречается любой человек, изучающий развитие японских доспехов: их конструкции часто невероятно сложны для понимания! Имитация одних доспехов другими, отличными по конструкции, огромное количество лака, скрывающего детали этой самой конструкции и главное - две абсолютно разных подхода к реализации одной и той же идеи (защита воина: что может быть проще, не так ли?) - все это заставляет изрядно помучиться в попытках понять, что именно представляет из себя тот или иной доспех. И для описания всей боли и страданий нет лучшего примера, чем нуинобэ до. При беглом взгляде (и при внимательном рассмотрении - тоже, увы) невозможно понять, почему эта кираса вообще получила отдельное название. Обычные для тосэй гусоку стальные полосы, соединенные редкой парной шнуровкой... это же могами-до. А вот хрен там был, друзья: это совершенно другая конструкция... и она реально имитирует могами-до.
А теперь, самое интересное - конструкция. Дело в том, что нуинобэ-до - это... ламелляр. Однако, он не имеет ничего общего с кодзан-до ("классические" доспехи). Нуинобэ-до - это иёдзанэ-до, по названию пластин, из которых его собирали. Иёдзанэ - это "новые" пластины, придуманные японскими оружейниками для "новых" же ламелляров где-то в XV веке. В отличие от кодзанэ они большие и крепятся друг к другу с минимальнум нахлестом. И вот здесь начинаются боль и страдания)) Дело в том, что редкой парной шнуровки явно недостаточно для соединения всех пластин нуинобэ-до... а ничего, кроме нее (вроде бы) и нет, не на японском лаке же они держатся. И вот здесь, что называется, следите за руками: если снять с кирасы весь лак - обнажится вся уникальность конструкции этого (оч странного) доспеха: пластины соединены в ряды частой шнуровкой. Самое любопытное: эта шнуровка нужна лишь для образования рядов, сами ряды уже соединяются редкой парной шнуровкой (и она видна). Таким образом, нуинобэ-до - это единственный японский корпусный доспех, имеющий ДВОЙНУЮ шнуровку.
Все это дает очевидный результат: каждая иёдзанэ в нуинобэ-до имеет минимум 10(!) отверстий для шнуровки. Под толстым слоем лака не увидеть, но нуинобэ-до это "дуршлаг": отверстия расположены по всей площади его пластин. Если отбросить романтику, традиции и вообще все, что с этим связано, конструкция нуинобэ-до вопиюще ужасна. Если вспомнить, что XV век - это уже широчайшее хождение копий яри (а ведь никто не отменял луки), то эта кираса мне видится почти эталонным доспехом самоубийцы: острие копья уверенно цепляет отверстие и... даже скользящий удар становится опасным. Но нуинобэ-до производили и в XVI веке (привет, тэппо!). Но для чего, если есть другие доспехи, надежно защищающие от любого холодного оружия (окэгава-до, например, он еще и в производстве дешевле)?
Традиции! Даже в эпоху доминирования огнестрела, строевой пехоты с копьями и полевых укреплений было немало самураев, желавших идти в бой в "настоящих доспехах", то есть - таких же, что и у их предков. Да, нуинобэ-до - это именно БОЕВОЙ доспех, полководцы, не испытывающие желания лезть в гущу сражения, носили до-мару, харамаки... то есть точные копии конструкции доспехов героев эпохи Хэйан. А нуинобэ-до - это доспех для небогатых ценителей традиций, которым по долгу службы приходилось часто рисковать жизнью. Именно поэтому он имитирует могами-до, такая форма удобнее для ведения боя. Поэтому все традиции (вместе с частой шнуровкой) покоятся под толстым слоем лака - японский климат плевать на них хотел, а доспех должен служить воину максимально долго, денег на новый у него может и не быть. А могами-до (имитирующий ламелляр) для такого человека - лишь жалкая подделка, потому их и называли уничижительным кируцукэ-кодзанэ - "фальшивые пластины". Самурай, истинно почитающий традиции предков (даже если он беден), носить такое не будет! Нуинобэ-до же -это хоть и дешевый (само собой, лишь в сравнении с кодзан-до), но - ламелляр.
Для европейского сознания сам факт существования такого доспеха - безумие: никто же даже не увидит, что это ламелляр! Но для японцев все это оправдано: достаточно и того, что об этом знает владелец. В этом контексте, нуинобэ-до - это доспех, аналогичный японским кимоно, где сложные узоры и прекрасная вышивка расположены с внутренней стороны, а снаружи - лишь простая ткань. Никто никогда не восхититься этой красотой, ведь она - лишь для владельца. Это и есть суть японского следования традициям - такие вещи не выставляют напоказ. Полагаю, что многие самураи погибли в бою лишь из-за своей преданности этим традициям (ведь доспех реально очень плох), но с японской точки зрения это - славная смерть. Большое спасибо!