3,1K подписчиков

Ранняя история пропаганды

412 прочитали

Пропаганда – первоначально это слово, происходящее от латинского prŏpāgare – распространять, расширять, применялось для описания расселения растений на новые территории. В ХVII веке слово приобрело метафорическое значение и с подачи католической церкви стало употребляться для обозначения распространения христианской веры. Папа Римский Григорий XV создает в 1622 году Конгрегацию пропаганды веры (Sacra Congregatio de Propaganda Fide) – организацию занимавшуюся координацией деятельности католических миссий на разных континентах и подготовкой миссионеров. К слову, институт под таким названием просуществовал до 1988 года, будучи переименованным Ионаном Павлом II в Конгрегацию евангелизации народов.

Папа Римский Григорий XV
Папа Римский Григорий XV

Конечно, искусство внушения и распространения идей существовало задолго до ХVII века, и вероятнее всего истоки происхождения такого явления, как пропаганда стоит искать в истории первых человеческих цивилизаций. В древнейших демократиях Греции и Рима существовала развитая политическая культура, в которой использовались методы, которые можно назвать агитацией и пропагандой. Однако в современном узнаваемом виде пропаганда начала формироваться лишь в Новое время, чему способствовало развитие технологий, а также светской и политической жизни.

Народный трибун Гай Гракх  выступает перед сторонниками в Древнем Риме
Народный трибун Гай Гракх выступает перед сторонниками в Древнем Риме

Рационалистическое мировоззрение и идеи философов-просветителей ХVII- ХVIII веков сформировали запрос на появление новых методов убеждения других людей в правильности одних взглядов и ложности других. Развитие в этот период печатного дела создало технические предпосылки для распространения идей с помощью пропаганды. Появляются периодические печатные издания, а также новые жанры политических памфлетов и карикатур.

Со времен Великой Французской революции пропагандистские методы начинают широко применяться в политической борьбе, как со стороны государственной власти, так и со стороны оппозиции. В эпоху войн и революций появляются новые методы агитации и пропаганды, устные – распространение слухов и новостей и письменные – газеты, прокламации, плакаты и листовки. Изобразительное искусство также внесло свой вклад в формирование необходимых пропагандистам образов и представлений.

Картина "Темное пятно". Художник А. Бетаньер 1887 г. Учитель показывает ученикам на карте аннексированные у Франции в период франко-прусской войны 1870-1871 годов области Эльзас и Лотарингию.
Картина "Темное пятно". Художник А. Бетаньер 1887 г. Учитель показывает ученикам на карте аннексированные у Франции в период франко-прусской войны 1870-1871 годов области Эльзас и Лотарингию.

Нового масштаба пропагандистское воздействие достигло в годы Первой мировой войны (1914 – 1918 годов). Правительствам воюющих держав нужны были миллионы новобранцев, чтобы сражаться в этой войне, а также общая поддержка населения. Научно-техническая революция привела к тому времени к появлению телефона, телеграфа, радио, синематографа и многотиражной прессы. Но главной предпосылкой для успеха мобилизации населения стало распространение начального и среднего государственного образования, сформировавшего менталитет националистически настроенных законопослушных граждан.

Правительственные и политические организации для создания патриотических настроений помимо устных и письменных призывов широко использовали плакаты с узнаваемыми изображениями и эмоционально заряженными призывами.

Стал культовым американский пропагандистский плакат с изображением Дяди Сэма, указывающего на зрителя со словами «Я хочу, чтобы ты служил в армии США». Аналогичные плакаты с призывом записываться в армию добровольцем существовали как у красных, так и у белых во время Гражданской войны в России.

Мировая война, закончившаяся крахом четырех империй, Октябрьская революция и Гражданская война в России, формирование новых государств, массовых партий и движений – все эти явления, изменившие до неузнаваемости мир, заставили по-новому взглянуть на вопросы пропагандистского воздействия. Теперь проблематикой пропаганды заинтересовались не только политики, но и ученые. Социологам и психологам, и просто здравомыслящим людям стало ясно главное: в руках злонамеренных политиков пропаганда превращается в орудие манипуляций, преувеличений и откровенной лжи.

Денис Маевский

Рекомендую к прочтению:

Стоит ли изучать марксизм в 21 веке?

Ленин и "middle class"

Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.

Будет интересно!