Найти в Дзене

Каждая жизнь - всего лишь число (часть 6)

Такие выводы, как выводы Уэйтца и те, которые приводит Дестено, указывают на реальную возможность того, что системы социального кредитования могут принести больше вреда, чем пользы. "Всякий раз, когда люди живут количественно, они чувствуют себя менее человечными, - говорит Уэйтц, - и люди относятся к ним скорее как к хранилищу ценностей, а не как к чему-то, обладающему реальным достоинством.”

Но высокий социальный кредитный рейтинг может также оказать разрушительное воздействие на человека, по крайней мере морально. “Есть работа, которая показывает, что по мере повышения статуса людей они, как правило, становятся менее этичными”, - говорит Дестено. “Они будут лгать своим сотрудникам больше или не будут относиться к ним так же—и они будут лицемерны в своих суждениях. То есть они будут рассматривать определенные виды прегрешений как не вызывающие морального осуждения, если они сами занимаются ими, но все равно будут осуждать других людей за то, что они делают эти вещи.”

https://images.unsplash.com/photo-1460451138890-57b5bc73bd90?ixlib=rb-1.2.1&q=80&fm=jpg&crop=entropy&cs=tinysrgb&dl=markus-spiske-r6e_mnWt1-U-unsplash.jpg
https://images.unsplash.com/photo-1460451138890-57b5bc73bd90?ixlib=rb-1.2.1&q=80&fm=jpg&crop=entropy&cs=tinysrgb&dl=markus-spiske-r6e_mnWt1-U-unsplash.jpg

С другой стороны, высокие баллы теоретически могут направить внимание людей на их поведение таким образом, что это создает чувство гордости. Это уже проявляется в поведении так называемых фанатиков кредитного рейтинга, которые стремятся попасть в “клуб 800”, отражая стандартную высокую оценку в традиционных финансово-кредитных рейтингах. Эти мужчины и женщины воспринимают цифру 800 как значимый символ статуса. Но поскольку алгоритм FICO не является публичным, они делятся очевидными секретами своего успеха друг с другом, чтобы помочь другим энтузиастам попытаться играть в эту систему.

Поскольку поведение становится элементом социального рейтинга, достижение высокого балла может для некоторых стать мощным мотиватором. Если люди хотят извлечь практическую пользу и гордятся тем, что имеют высокий балл, они могут работать над улучшением своего поведения.

"Когда людям не хватает гордости—когда они не чувствуют себя так хорошо, как раньше,—это побуждает их изменить свое поведение, чтобы добиться большего успеха", - говорит Джессика Трейси, психолог. В своем исследовании она обнаружила, что низкий уровень гордости является движущим фактором в изменении поведения. Бегуны, чувствующие себя менее уверенными в своих успехах, используют гордость в качестве стимула для разработки плана повышения производительности, а студенты, менее гордые своими результатами экзаменов, вынуждены усерднее учиться. “Мы можем проследить их повышенную производительность на экзаменах обратно к тому отсутствию гордости, которое они изначально чувствовали", - говорит Трейси.

Хотя между гордостью и мотивацией может быть положительная связь, “это должна быть правильная гордость”,-говорит Трейси, потому что это двусторонняя эмоция. Подлинная гордость связана с чувством уверенности, достижения и самоуважения, в то время как высокомерная гордость связана с высокомерием, величием и тщеславием. Направляя внимание людей на их оценку и социальный статус, в противоположность присущему им чувству собственного достоинства, социальное ранжирование может способствовать чувству высокомерной гордости, особенно если люди постоянно оценивают свой рейтинг по отношению к другим и ищут внешнего удовлетворения для своих достижений.

https://images.unsplash.com/photo-1454923634634-bd1614719a7b?ixlib=rb-1.2.1&q=80&fm=jpg&crop=entropy&cs=tinysrgb&dl=timon-studler-ABGaVhJxwDQ-unsplash.jpg
https://images.unsplash.com/photo-1454923634634-bd1614719a7b?ixlib=rb-1.2.1&q=80&fm=jpg&crop=entropy&cs=tinysrgb&dl=timon-studler-ABGaVhJxwDQ-unsplash.jpg

Исследования показывают, что люди, как правило, более сильно мотивированы к улучшению по внутренним причинам—чтобы думать о себе лучше. Подталкиваемый к улучшению для явно внешних целей, таких как повышение своего социального кредитного рейтинга, Трейси говорит: “Люди на самом деле демонстрируют более низкие уровни производительности и успеха. Внешнее подкрепление для хорошего поведения, вероятно, не будет столь же эффективно генерировать тот тип поведения, который они ищут, как система, в которой люди хотят быть хорошими, потому что внутренне это заставляет их чувствовать себя хорошо о себе.”

Навигация по системам социального кредитования поставит перед отдельными людьми новые задачи. Даже относительно прозрачный кредитный скоринг FICO имеет социальные и поведенческие последствия. В то время как люди могут обжаловать свои данные и изменить свое поведение, чтобы изменить свой счет, они все еще должны играть по собственным правилам системы и будут иметь трудности с навигацией по финансовой системе без участия. Более сложные скоринговые алгоритмы, учитывающие аспекты жизни за пределами финансовой сферы, ставят на карту еще больше, порождая новое измерение, с помощью которого институциональные субъекты, правительственные учреждения и даже близкие друзья смогут разделять людей.

Системы социального кредита угрожают увековечить существующие социальные стратификации путем их кодификации и, в свою очередь, подтверждения. Они также повышают вероятность того, что люди могут стать более защищенными от своих оценок, чем от своих отношений.

Если мы станем невольными участниками такого социального эксперимента, предупреждают защитники, крайне важно, чтобы мы оставались скептически настроенными по отношению к схемам, которые могли бы более тесно связать нас с авторитетом и в то же время еще больше отдалить нас от общения с другими людьми. - “Мне будет все труднее и труднее хранить секреты, - говорит Джонас. “И если ты знаешь, что будет трудно иметь секреты, то я представляю себе два вида будущего: Первое - все пытаются быть "нормальными".- Или же люди будут такими, какими они хотят быть, и мир примет разнообразие. Это то будущее, которое я действительно хочу.”