Имя князя Михаила Михайловича Щербатова в русскую литературу XVIII века вошло в связи с оппозицией к Екатерине II из-за желания перемен в нынешнем общественном устое. Его книга "Путешествие в землю Офирскую" – это утопический роман, видение России в будущем, какой она должна быть, чтобы сохранить своё величие. Небезосновательно считают, что князь Щербатов стал одним из первых литераторов-утопистов в Имперской России.
В книге постоянно проводится аналогия между землёй Офирской и Россией; Арактея - Екатерина II, Галва – Волга, Перегаб -Петербург, Офирская Квамо – Москва, и т. п. Россия в этом мире – прошлое Офира, от которого люди смогли избавиться и начать жить по-новому. Их разница – всё то, что критикует Щербатов. Таким образом он описал новые принципы, по которым должны жить люди.
Офир смог стать процветающей страной благодаря европейской философии того века: «Не народ для царя, а царь для народа». Так показано, что будет с Россией, если она пойдёт по данному пути. Форма правления в стране – царская монархия. Цель царя – это работать для пользы всего народа, а не отдельной его части. В этой стране есть подобие парламента, единственного органа власти, имеющего возможность придумывать и издавать законы. Важная отличительная черта альтернативной России – это отсутствие культа личности вокруг царя, он максимально приближен к народу, не имеет охраны, в его честь никто не строит памятники.
Система жизни общества ориентируется на ранги и сословия, коих всего четыре. Наивысшее сословие представляют потомственные аристократы, которые владеют личной собственностью, крестьянами, могут идти на службу в армию, а также на правительственные должности. Второе сословие – это купцы и помещики, у них есть ограниченные места чиновников в государстве. Самая низшая часть этой сословной пирамиды – крестьяне, кои не имеют в своих владениях земель, и служат своему господину. Переход между сословиями запрещен. Также есть отдельная группа людей – это солдаты, которые служат в армии, живут в своих деревнях, занимаются ремеслом и работают на земле. Набор в армию не совершается, так как дети солдат тоже впоследствии становятся солдатами.
Религия на этих землях называется деизм. Она посвящена природе бога, олицетворения солнца. Церкви как таковой нет, а священников выбирают среди граждан с наилучшей репутацией, работающих ещё в качестве полицейских. Богохульство здесь оценивают как сумасшествие.
Катехизиса – это два свода законов: моральный и гражданский. Первый свод самый важный, он гласит: «Мы должны делать для других людей то, что хотим себе». Мораль этого общества такова: каждый человек занимает своё место, без которого нельзя обойтись. Как верховное сословие не может существовать без низов, так и наоборот. Люди имеют право и даже должны бороться за свои права, но это не должно вредить народу.
Моральное воспитание дают в школах. У каждого сословия своя школа и свой объём знаний.
Гражданская часть отвечает за законы, которые равны для всех. По законам человек должен почитать родителей, царя, бога, последнего преимущественно. К царю следует выражать почтение, только в случае, когда он верен народу и служит в его благо. Царя нельзя оскорблять, это карается тремя годами в тюрьме, а попытка убийства – смертной казнью. Также наказываются помещики за плохое обращение к крестьянам.
"Путешествие в землю Офирскую" на данный момент не кажется такой уж утопией. Там имеется ряд ограничений, которые далеки от идеала: у некоторых есть частная собственность, школы изолированы от остального мира, неравенство между слоями населения, каждый должен жить и иметь права в рамках его расположения в сословной пирамиде. По современным меркам внутреннее устройство Офира можно даже записать в антиутопическое, подчинённое строгим законам иерархии.
М.М. Щербатов в книге передал своё видение идеальной России, которая очень сильно отличалась от правил и норм тех времен. В его мире у людей были права, за соблюдение которых следило правительство, но также было много ограничений и несправедливости. Его страна далека от демократии и даже коммунизма, о котором мечтали многие.