Найти тему

Первая русская (анти)утопия

Имя князя Михаила Михайловича Щербатова в русскую литературу XVIII века вошло в связи с оппозицией к Екатерине II из-за желания перемен в нынешнем общественном устое. Его книга "Путешествие в землю Офирскую" – это утопический роман, видение России в будущем, какой она должна быть, чтобы сохранить своё величие. Небезосновательно считают, что князь Щербатов стал одним из первых литераторов-утопистов в Имперской России.

М. М. Щербатов, Левицкий, 1781
М. М. Щербатов, Левицкий, 1781

В книге постоянно проводится аналогия между землёй Офирской и Россией; Арактея - Екатерина II, Галва – Волга, Перегаб -Петербург, Офирская Квамо – Москва, и т. п. Россия в этом мире – прошлое Офира, от которого люди смогли избавиться и начать жить по-новому. Их разница – всё то, что критикует Щербатов. Таким образом он описал новые принципы, по которым должны жить люди.

Иллюстрация из неизвестного издания
Иллюстрация из неизвестного издания

Офир смог стать процветающей страной благодаря европейской философии того века: «Не народ для царя, а царь для народа». Так показано, что будет с Россией, если она пойдёт по данному пути. Форма правления в стране – царская монархия. Цель царя – это работать для пользы всего народа, а не отдельной его части. В этой стране есть подобие парламента, единственного органа власти, имеющего возможность придумывать и издавать законы. Важная отличительная черта альтернативной России – это отсутствие культа личности вокруг царя, он максимально приближен к народу, не имеет охраны, в его честь никто не строит памятники.

Система жизни общества ориентируется на ранги и сословия, коих всего четыре. Наивысшее сословие представляют потомственные аристократы, которые владеют личной собственностью, крестьянами, могут идти на службу в армию, а также на правительственные должности. Второе сословие – это купцы и помещики, у них есть ограниченные места чиновников в государстве. Самая низшая часть этой сословной пирамиды – крестьяне, кои не имеют в своих владениях земель, и служат своему господину. Переход между сословиями запрещен. Также есть отдельная группа людей – это солдаты, которые служат в армии, живут в своих деревнях, занимаются ремеслом и работают на земле. Набор в армию не совершается, так как дети солдат тоже впоследствии становятся солдатами.

Религия на этих землях называется деизм. Она посвящена природе бога, олицетворения солнца. Церкви как таковой нет, а священников выбирают среди граждан с наилучшей репутацией, работающих ещё в качестве полицейских. Богохульство здесь оценивают как сумасшествие.

Подобное мировоззрение было когда-то распространено в Персии и имело название "Зороастризм"
Подобное мировоззрение было когда-то распространено в Персии и имело название "Зороастризм"

Катехизиса – это два свода законов: моральный и гражданский. Первый свод самый важный, он гласит: «Мы должны делать для других людей то, что хотим себе». Мораль этого общества такова: каждый человек занимает своё место, без которого нельзя обойтись. Как верховное сословие не может существовать без низов, так и наоборот. Люди имеют право и даже должны бороться за свои права, но это не должно вредить народу.

Моральное воспитание дают в школах. У каждого сословия своя школа и свой объём знаний.

Гражданская часть отвечает за законы, которые равны для всех. По законам человек должен почитать родителей, царя, бога, последнего преимущественно. К царю следует выражать почтение, только в случае, когда он верен народу и служит в его благо. Царя нельзя оскорблять, это карается тремя годами в тюрьме, а попытка убийства – смертной казнью. Также наказываются помещики за плохое обращение к крестьянам.

"Путешествие в землю Офирскую" на данный момент не кажется такой уж утопией. Там имеется ряд ограничений, которые далеки от идеала: у некоторых есть частная собственность, школы изолированы от остального мира, неравенство между слоями населения, каждый должен жить и иметь права в рамках его расположения в сословной пирамиде. По современным меркам внутреннее устройство Офира можно даже записать в антиутопическое, подчинённое строгим законам иерархии.

Встреча главного героя с местной знатью
Встреча главного героя с местной знатью

М.М. Щербатов в книге передал своё видение идеальной России, которая очень сильно отличалась от правил и норм тех времен. В его мире у людей были права, за соблюдение которых следило правительство, но также было много ограничений и несправедливости. Его страна далека от демократии и даже коммунизма, о котором мечтали многие.