Найти в Дзене
Ксения Панда

Теплота души.

Серия очерков посвящается тому нелегкому времени, в которое каждый человек был настоящим героем, а педагоги – особенно. Да, они не трудились на фронте, не воевали, но каждый день они отдавали себя полностью детям. Учителя выполняли свой собственный долг перед Отечеством. И он был именно здесь – в школах. Их задача заключалась в том, чтобы научить детей, заботиться о детях, сделать каждого из них достойными гражданами страны-победителя, чтобы они в свою очередь воспитали новое достойное поколение.

Учителя и по сей день трудятся на невидимом фронте, и работа их важна, ведь кто, если не Учитель?

– Клавдия Борисовна её звали, - с теплом вспоминает моя бабушка, - с первого класса по четвёртый она у нас вела. Дай, подожди, фамилию вспомню… Сколько лет прошло уже… Тушканова фамилия у неё была! – восклицает бабушка! 

– Каким она была человеком!

Бабушка на несколько секунд замолкает, и кажется, как будто бы картинки тех лет проносятся не только у неё в памяти, но и заполняют пространство вокруг. 

– Мы учиться-то пошли в 44 году, немцев не было уже, а вместе с ними не было и половины города. Большая часть школы была разрушена, знаешь, как у нас учеников наказывали, которые не слушались на уроках? – смеясь, спрашивает бабушка. 

– Их выставляли за дверь, а коридора в школе не было, его снарядом-то разрушило, поэтому за дверь учеников в соседний класс выставляли. Стыдно было стоять в другом классе, да и баловаться некому было особо. В то время знания получать стремились, потому что их было мало. А учительница наша...какая она была замечательная. Жила она на углу Чехова и Максима Горького. Тех учеников, которые не успевали по учебе, она даже к себе домой приглашала и занималась с ними! Придём к ней, а она нас чаем напоит, сахара даст, ещё и хлеба. 

Я посмотрела на стол: несколько видов печенья, конфеты, бананы, разные виды хлеба...

– Было ей немного за 40, даже ближе к 50, – вспоминает моя бабушка. 

– Помню ее до сих пор, а ведь больше семидесяти лет уже прошло. Сидеть нам в школе было не на чем, поэтому стулья приходилось носить с собой. А были и те, кому нечего было нести, тогда Клавдия Борисовна отдавала свой табурет, чтобы мы могли учиться. Время было не простое, но нам хотелось радовать нашу первую учительницу. А первого сентября вместо букетов мы несли цветы в горшках, калачики какие-нибудь, которые дома стояли. Клавдия Борисовна сказала тогда, что мы будем класс украшать! И вот мы расставили те цветы, и так хорошо сразу стало, и учиться захотелось! А вот писать первое время, – тут бабуля на секунду замолчала, взяла с тумбочки газету и продолжила, 

– ...бумаги не было...писали на газетах, вот где белое место было...

Я вспомнила парту наших учеников: цветные и яркие тетрадки, блокноты, ручки и карандаши всех цветов радуги. 

– А в школу провожать...мама и папа работали уже, город восстанавливался, не до этого было. Провожала нас бабушка моей подружки, – смеётся бабуля, вспоминая, что их дружбе уже лет 80. 

– До Театрального проспекта проводила, а дальше сами пошли по Садовой. 

Бабушка посмотрела в окно, на оживлённую улицу, красивые дома, светящийся торговый центр, который виднелся напротив. 

– Знаешь, а ведь сахар с хлебом был для нас лучшей наградой. И мы старались учиться, не отставать от сверстников, нам так хотелось радовать нашу учительницу. На таких людях, как она: готовых пожертвовать своим личным временем, поделиться последним, помочь и поддержать, услышать, отдать тепло своей души, заботу и внимание, на них ведь и раньше все держалось, и сейчас все держится.