Найти тему
Нетленка

Падшая девушка Бетти из советского нуара «Я — Куба»

«Странная вещь сахар, в нем столько слез, а он сладкий» эта фраза из звучащей в начале фильма печальной песни прекрасно характеризует показанную далее историю Бетти. Пожалуй, «Я — Куба» это единственная советская картина, снятая в стилистики популярного в Америке эпохи великой депрессии жанра нуар. Начав свой путь в искусстве как мрачный детектив с циничными героями, нуар переродился в нечто большее. Фильм-нуар это кино, в котором мрачные тона лишь оттеняют зияющую черноту человеческих пороков.

-2

Именно такую манеру повествования выбрали советские мэтры, режиссёр Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский взявшись показать пик разложение Кубинской системы. Фильм «Я — Куба» нарисовал кинополотно райского острова превращенного американскими дельцами в плантацию сахарного тростника и бордель.

-3

Фильм является шедевром операторской работы, и суть повествования в картине передается через визуальные образы. Чёрно-белая кинопленка одинаково красиво запечатлела роскошь и нищету. Главным украшением на приготовленном творцами блюде стала девушка, органично смотревшаяся как среди богачей, так и в нищих трущобах. В мире бедности и отчаяния ее звали священным именем Мария, а среди заграничных толстосумов она была известна как безотказная Бетти. Добродушный, но бедный соседский паренек боготворил Марию, а американский богач бесцеремонно покупал Бетти. Но в какой-то момент эти миры сливаются, и Бетти выталкивает изнывающую от мучения Марию.

-4

Исполнила роль Бетти удивительная девушка по имени Лус Мария Кольясо. Прежде всего, Лус Мария известна как первая чернокожая кубинская фотомодель. До революции, на Кубе работать моделью или выступать с эстрадными номерами в приличных местах могли только белые девушки, в крайнем случае, мулатки. Чернокожим женщинам, была отведена функция обслуживать, во всех смыслах этого слова, белых господ.

-5

После революции новые власти напротив старались продвигать чернокожее население во все сферы деятельности. Совсем еще юная девушка подумала было, что ее детская мечта стать актрисой вот-вот осуществиться. Но вскоре выяснилось, что актерские школы после революции оказались закрыты. Но Лус Мария не отчаялась и пошла, учится танцам.

На волне перемен известный деятель кубинской культуры Рамиро Герра Суарес основал театр «Danza Contemporanea de Cuba» где соединил традиционные кубинские танцы с новаторскими достижениями мировой хореографии. Именно Рамиро заметил юное дарование, и вскоре Лус Мария стала ведущей солисткой этого знаменитого театра.

-6

Когда театр проехал с гастролями по социалистическому лагерю фотографии Лус Марии впервые украсили обложки журналов. А после того потрясения которое фильм «Я — Куба» произвел на международных фестивалях, девушка приобрела мировую известность. На 5-й Московский кинофестиваль Лус Мария приехала уже в статусе мировой знаменитости. В том же году девушка произвела фурор на всемирной выставке «Экспо-67» в Монреале. Она представляла соцлагерь как модель на международных ярмарках в Мадриде, Париже и Падуи.

Режиссер Григорий Александров, Лус Мария Кольясо  и актриса Наталия Кустинская. V Московский международный кинофестиваль.
Режиссер Григорий Александров, Лус Мария Кольясо и актриса Наталия Кустинская. V Московский международный кинофестиваль.

Несмотря на то, что многие дома высокой моды хотели бы видеть Лус Марию своей моделью, она не покинула Кубу. В свободное от выступлений в театре и выставок время женщина работала учителем танцев в вечерней школе.

-8

После окончания артистической карьеры Лус Мария нашла себя в качестве хореографа, она работает в основном с начинающими актерами и музыкальными группами. В наши дни Лус Мария Кольясо живет в Гаване, ей уже семьдесят семь лет. Несмотря на преклонный возраст, она деятельна и хорошо выглядит.

-9