Помимо военных успехов, Давид также стремился реформировать государство. Он был известен как первобытный царь и даже взял с собой библиотеку в военные походы. Давид сильно интересовался улучшением грузинского общества и проводил реформы в средневековой церкви и юриспруденции.
Грузинская церковь страдала от кумовства дворян, которые продвигали своих несовершеннолетних и часто неквалифицированных сыновей на влиятельные посты в церковной иерархии. Их поведение включало в себя наказание за незаконные браки и содомию.
Все эти практики были осуждены синодом Руиси в 1104 г. н.э., который также установил минимальный возраст и квалификационные требования для церковных должностей и заложил единую церковную практику для всех церквей Грузии.
Отдельно Давид объединил позиции епископа Чкондидского и главного секретаря, установив тем самым царский контроль над церковью. Он также основал монастырь Гелати, который стал основным источником грузинской интеллектуальной жизни, а также местом упокоения грузинских царей.
Престиж Гелати повысился за счет добавления в монастырь возвратившихся с Ближнего Востока грузинских монахов, к которым крестоносцы относились не терпимо.
Позднее, в царствование Давида, состоялся синод, в котором была предпринята попытка примирить армянских монофизитов и грузинских диофизитов-христиан. Хотя этот синод был гораздо менее успешным, чем первый, Давид практиковал религиозную терпимость по отношению к армянским христианам, что помогло сохранить грузинское господство над новыми армянскими территориями.
В управлении Давида были созданы правительственные учреждения и апелляционный суд для рассмотрения прошений грузин. Это позволило даже наиболее маргинализированным слоям населения, таким как вдовы и сироты, получить доступ к царскому правосудию.
Он также великодушно относился к иммигрантам; он поселил в Грузии несколько тысяч семей Кипчаков, которые были отвергнуты Киевской Русью, что также дало ему ценную военную силу.
Однако с Половцами возникли проблемы доверия, и корона, и грузинское население опасались предоставления им слишком многих привилегий. Они ассимилировались в грузинскую жизнь в ближайшие десятилетия.
Иностранные влияния и иностранные дела
В иностранных делах Дэвид создавал союзы, практикуя брачную дипломатию. Давид женился на своей дочери Тамар на Манучере III (1120-1160 гг. н.э.), будущем эмире Ширвана.
Предполагается, что он женил свою дочь Ката на Исааке Комненосе, сыне византийского императора Алексея I Комненоса (1081-1118 гг. н.э.). Он женился на третьей дочери Русудана на наследнике осетинского престола.
Сам женился на Гурандухте (после развода с первой женой, также называемой Русудан), дочери вождя Половцака, чтобы закрепить союз с его новыми подданными Половцака. Благодаря тщательному планированию Давид создал брачную сеть по всему региону.
Создание монастыря в Гелати послужило толчком к изучению и записи средневековой литературы и истории. В то же время, поглотив мусульманские территории и имея тесные связи с Ширваном, Грузия начала вбирать в себя влияние персидской культуры.
В то время как византийская культура оставалась сильной, персидские произведения были переведены на грузинский язык, а в трудах грузинских историков стали отражать определенные персидские стилистические нормы.
Персидские слова вошли в грузинский язык. Даже персидские придворные ценности рыцарства стали популярны при грузинском дворе.
Грузинское наследие
Когда Давид умер в 1125 г. н.э., он был похоронен в построенном им монастыре Гелати. Его наследник, Димитрий I (или Димитрий I, стр. 1125-1156 н.э.), унаследовал могущественное царство, которое господствовало на Кавказе, было культурно богатым и соперничало с любым из его соседей.
Это, безусловно, была значительно упрощенная позиция в отношении того, что оставил ему собственный отец Давида, Георг II.
Основным темным пятном на наследии Давида были его два брака: Деметрий был сыном своей первой жены, Русудана, в то время как у его оставшейся в живых второй жены, Гурандухта, был собственный сын от Давида, Вахтанга.
Обе оставшиеся в живых версии завещания Давида умоляют Димитрия позаботиться о своем брате и подразумевают, что царская корона может перейти к нему в будущем.
Это привело бы к междоусобицам между двумя ветвями семьи в течение следующих двух поколений, но, в конечном счете, Грузия останется могущественным средневековым государством на следующее столетие.