Открылся сезон весенней плотвы. Несмотря на режимы изоляции и весенний запрет на движение под мотором по Ладоге, тем не менее, изголодавшийся по рыбалке народ, отягощенный профилактически-карантинными мерами, наплевав на изоляции ломанул на водоемы. Например. Пустовавшая с марта автостоянка одной из баз приладожья мгновенно заполнилась автомобилями рыбаков.
Это при том, что весь месяц на ней стояло две-три машины, и те нашего Общественного Поста Рыбоохраны. И вот выход в Ладожское озеро. Большая часть приехавших, не сильно беря в голову запреты выходит по ближайшей протоке.
Выходим в Ладогу и далее смотрим, сколько стоит лодок. Движемся от 7го к 9му километру и просто наблюдаем.
Для тех, кто не очень в теме, наша поездка проходит в рамках работы Общественного Поста Рыбнадзора Питерского Клуба Рыбаков. И цель поездки - отнюдь не наказание лодочников-любителей. С 1 мая большой район Ладоги от мыса Сафоша до мыса Пайгач закрыт для промысла, и любая, даже обиркованная сеть в этом районе является сегодня браконьерской. Но, буквально в предыдущий день мы тоже прошли большую часть этого района и плотно поговорили и с любителями, о сообщениях и взаимодействии, и со встретившимися промысловиками. Поэтому ожидаем, что сегодняшняя поездка будет что называется, легкой прогулкой, благо и погода позволяет наконец то расслабиться.
Только один факт напрягает меня, поскольку уже давно запрет на движение под мотором на Ладоге во время весеннего нерестового периода является притчей во языцах у всех рыбаков. Действительно, получается, что ловить под мотором на Ладоге мы можем всего три месяца в году. С 20 июня до 15 сентября. При этом абсолютное большинство любимых рыбаками районов лова находится отнюдь не в весельной доступности.
Идея сосчитать, сколько же нас выезжает весной на Ладогу приходит ко мне уже не первый раз. Вот сейчас совпали интерес и возможности, и решаю, факультативно, параллельно выполнению основной задачи, посчитать, сколько ж лодок сегодня вышло на воду "в море".
Сухая статистика. По совокупности 142 лодки при прохождении трека, приведенного ниже.
Пройдено в общей сложности 97 километров , из них 66 по Ладоге, залезая в разные закутки в поисках браконьерских орудий, и 33 по Новоладожскому каналу. Итог - на Ладоге 143 лодки, на канале 33. Лодки на канале тоже сосредоточены рядом с проходами в Ладогу, мало кто стоит и ловит на перегонах между протоками. В среднем в лодках по 2 человека, в некоторых по три, очень мало где по одному. Весна - традиционное время рыбацкого общения. Но даже если брать по 2 человека, и понимать, что кого то я не сосчитал, просто не заметив в камышах, то получается , что на 30 километровый участок Ладожского побережья выехало как минимум 400 человек. И 80 % от этого количества формально нарушители Правил рыболовства.
Но, давайте разберемся, кому и для чего нужны такие Правила? На мой взгляд , Правила должны обеспечивать такие условия ловли, что бы не страдали условия воспроизводства рыбы. И в этом плане запрет на хождение под мотором вроде бы разумен. Но... где? Именно на нерестилищах. Но то то и оно, что с одной стороны, запрет действует только на рыбаков-любителей. Рыбаки промысловики от этого запрета защищены. Больше того, например охотники тоже оказываются вне действия этого запрета, поскольку запрет прописан в Правилах Рыболовства, а если человек не рыбак ( а охотник это не рыбак) - то и правила рыболовства на него не распространяются. Вот и получается, что фактически этот запрет прописан только под целевую аудиторию рыбаков-любителей. И вот на воде только за сегодня радетельный инспектор-формалист мог бы собрать как минимум 286 000 штрафа. (поскольку минималка за хождение на моторе в запрет) - 2000 рублей. Правда есть еще нюанс, что скорее всего не собрал бы, поскольку оформление протокола у инспектора занимает около 15 минут, и получается, что на 143 лодки пришлось бы потратить более суток непрерывной писанины. Инспектора , если честно, не сильно любят писать эти протоколы, поскольку возни много, а смысла мало. И , главное, что и наказывающий, и нарушитель, оба понимают, что являются заложниками непроработанных Правил.
Зато резвятся браконьеры. Меньше народа - больше можно ставить сетей. И, кстати, наш поход по запретному квадрату завершается успехом. Есть судно, без номеров, готовое к лову и находящееся в запретной, для лова, зоне. И спряталось оно очень ненавязчиво , в тростниковый остров.
На судне - ящики с сетями
И нет бортовых номеров
Нна лицо как минимум два нарушения:
пункт 14.2 Правил гласит, что с судна не зарегистрированного в установленном порядке, осуществлять лов нельзя.
И второе - нахождение в районе с запретом лова с сетями.
Связываемся с рыбоохраной, отсылаем координаты и фото. Идем дальше и продолжаем размышлять. Почему правила разрешают перемещение сетевикам, и по факту делают рыбалку для любителей недоступной. Такие правила подрывают саму веру в их разумность. И, как следствие - неразумность одного положения Правил подвергает сомнению и другие.
Сравним смысл ограничения. При норме вылова в 10 килограмм, те 400 человек, которые выехали на рыбалку, поймали в среднем существенно меньше. По статистике на той же базе, из опроса рыбаков, средний улов составил около 3 килограмм на человека. ( были уловы в 2-3 плотвы, были уловы в 10 и даже 12 килограмм) но.. в среднем пусть день принес по 3 кило каждому из 400 человек. На вскидку получается больше тонны рыбы. Впечатляет, конечно,, если бы ни одно но. Реально такой баркас , как на фото, за тот же день может выловить в два раза больше рыбы.
То есть, как мера по сохранению рыбных запасов - данный запрет сомнителен.
Как способ наполнения бюджета деньгами рыбаков - тоже, ну, согласитесь, поймать промысловый катер с нарушениями когда за каждую "незаконую" плотвицу владелец катера выплатит по 250 рублей, конечно интереснее.
И, самое главное, что показывает например опыт Финляндии и Швеции, где никакого весеннего нерестового запрета по хождению на моторе нет. Рыба нерестится все равно. Для нее ключевыми факторами являются температура воды и световой день. А шум мотора - очень второстепенный момент. Дпа, тем более, что основная масса рыбаков по сути стоит а не движется. И более того, прикормив место, они всячески избегают лишнего шума.
Так может пора наконец пересмотреть Правила, заставляющие людей их нарушать, и не несущие почти никакой целевой нагрузки?
Завершаю свой репортаж о дне работы Общественного Поста. Прошли все побережье квадрата с запретом на сетный лов. Сетей не обнаружили. По текущей информации - сигнал по промысловому баркасу отработан, и на 21 час его все еще протоколировали, описывали и приходовали сотрудники инспекции.
Ну а мы... мы сняли браконьерскую сетку в канале... Все ж не перевелись еще любители пассивной незаконной рыбалки. Жаль...
Для тех, кто хочет помочь работе Общественного Поста - страничка пожертвований, Друзья, мы планировали доработать сезон до конца нерестового запрета, но увы... из-за коронавируса те немногие партнеры, кто в прошлые года поддерживал нас финансово сейчас сами в глубокой.... кризисной ситуации. Пожертвование даже в сто- двести - триста рублей, это лишний литр бензина, дополнительные километры патрулирования, и т.п.
Другие статьи о работе Поста
Есть ли у рыбоохраны право на понимание нарушителя?
Браконьерство в режиме самоизоляции (1)
Подписывайтесь на канал, делайте рассылку, если статья вам понравилась. Это тоже помощь в работе.