Найти в Дзене
Личная безопасность России

Зачем спецназу нож и защита от ножа?

Оглавление

Статья не только о спецназе, а о всей теме – защиты от атак ножом.

В прошлой статье я начал общение и обещал более развернуто объяснить, почему и как тренируется защита от нападения с ножом.

Все теоретические объяснения здесь и вот в этом видео, а мы коснемся сегодня практической части и буду опираться я не только на опыт в 20 лет, но и на преподавание специальным людям цельной и специальной программы.

Приступим

Для начала определимся, что из себя представляет нападение с ножом на человека?

Три вида угрозы:

· Террористическая – появился агрессор и начал всех резать и колоть.
В любом месте такое может произойти, в любое время дня, прогнозировать невозможно, ситуация очень редкая для нашей страны.
· Бандитская – ограбление, реже насилие с целью завладеть ценностями.
Более распространенная опасность, с которой сталкиваются люди чаще, чем с террористической угрозой.
· Бытовая – словесный конфликт, пьяный разговор, попытка предотвратить или начать драку, появляется в ситуациях, не связанных с задачей завладения ценностями, появляется спонтанно, часто бесцельно.

Для чего это написал?

В перечне угроз – нет нападений мастера ножевого боя наемного убийцы с ножами, кого-то суперподготовленного на простых людей!

Поэтому понимаем, что все примеры, рассказывающие про неожиданные удары – несостоятельны или должны рассматриваться, как примеры террористических атак, а эти атаки фиксируются и можно посмотреть статистику у нас в стране.

Но что же тогда нам опасно?

В какой-то мере опасна бандитская угроза – когда нападают, чтобы ограбить. Тут же необходимо сказать, что более половины случаем применения ножа при ограблении – это момент сопротивления жертвы, причем необоснованного сопротивления – у жертв нападений не было миллионов в карманах, кошельках и сумках.

Характер нападения – угроза ножом и после каких-то действий жертвы, возможно нападение, то есть:

· Нож виден
· Ситуация ясна
· Действия ожидаемы и понятны

В подавляющем количестве, пострадавшие живы и здоровы.

Но вот мы подошли к бытовому формату угрозы и тут самая повышенная смертность среди жертв нападений.

Факт объясним – не было предпосылок и видимых целей для появления ножа, жертва не ожидала ножа, его не видела, не рассматривала опасность и первые удары, как правил и приносили смерть или серьезные увечья.

Дистанция ближняя, разговорная - жертва или не видит нож в руке или не реагирует на его извлечение и применение из-за причин, описанных чуть выше.

Ограниченный арсенал ударов, минимальные скорости, удары, как правило видимы, но никто не защищается от них ввиду отсутствия такой задачи и несработанности действий в ближнем контакте и вплотную.

Мы с вами имеем параметры, наиболее опасные для обывателя: критическая дистанция, отсутствие навыков контроля ситуации, т.к. нет по мнению жертвы опасности, т.е. не рассматривается самый худший сценарий конфликта.

Технические проблемы:

Подавляющее большинство стилей единоборств, инструкторов не тренируют ни контроль внимания с факторами наличия возможного оружия, ни пресечение извлечения ножа, ни противодействие от первого удара и не могут накатать переход от пустой руки к ножу и наоборот, т.е. не могут сделать ВИДИМЫМ процесс применения ножа на ближней дистанции.

С проблемами определились, перейдем к стратегии обучения, как я это вижу.

Пример военнослужащих спецназа будет иллюстрацией моего подхода и подхода С.П.А.С., который и был использован в их подготовке и который я применяю многие годы для обучения разных категорий людей – главное успешно.

Моя работа инструктора заключалась в выполнении следующих пунктов:

1. Постановка задачи – ознакомление с проблемой.

Каждая группа людей имеет узкий сегмент не типовых и широкий сегмент типовых проблем, поэтому мы вычленяем, что «типовое» и что «не тивовое».

Для спецназа, с которым работал я, «не тивовым» сегментом являлось применение ножа и защит от него в условиях поиска в горно-лесистой местности, непосредственного штурма здания, т.е. тот самый пласт боевой работы, где нож – это случайность, сродни террористическому нападению с ножом: может случиться один раз - редкий момент.

НО... замечу, что таких редких моментов набралось уже изрядно, причем, каждое подразделение имеет такие примеры, которые не все закончились благополучно и поэтому подготовка офицеров и военнослужащих спецназа, должна учитывать и такие «не типовые» вещи, потому что не должно быть «белых» пятен в подготовке.

Но, мы разумные люди и «не типовые» моменты убираем назад, а на первое место выходит «типовой» сегмент проблем, т.е. то, что может случится чаще всего.

Патрулирование, выполнение задач, связанных с мероприятиями ограничения перемещений людей, транспорта, т.е. выполнение оцепления, а также «адресная» работа, когда бойцы спецназа заходят в дома и квартиры с оперативными сотрудниками для проверки поступивших сигналов о наличии преступников, бандитов, боевиков – это все в условиях отсутствия видимого врага.

-2

Итак:

· Нападение на патруль с помощью ножа, как с целью завладения оружием, так и с целью отвлечь, помочь боевикам/бандитам.
· Нападение с ножом на бойцов в отцеплении, как с задачами прорвать оцепление, так и завладеть оружием, помочь преступникам.
· Нападение с ножом на бойцов в здании, квартире, как со стороны преступника, так и добровольных помощников, включая родственников.

Я получил понимание задач, где нужны навыки и перешел к анализу опасности.

2. Внешние факторы – одежда, амуниция.

Этот момент подробно описывать не буду, т.к. он специфический.

-3

Коротко так:

· На систему запоминания зон поражения ножом накладывается «броня», т.е. амуниция бойца и выявляются открытые зоны для поражения ножом.
· Согласно системе - 4 секторов ножевого боя С.П.А.С., открытые зоны классифицируются по типу удара и траектории удара – точнее сектору из которого будет нанесен удар.
Выявил опасные сектора спереди и сзади, определил типы ударов и хваты, которые могут быть наиболее опасны бойцам спецназа.

3. Ознакомление – знакомство с проблемой.

Первое вводное занятие – лекционное, с небольшой интерактивной частью, где идет знакомство с проблемой, описываются задачи, где нужны навыки защиты от атак ножом, описываются внешние факторы, т.е. первые два пункта рассказываются с примерами и общей терминологией, озвучиваются задачи на курс подготовки и формируется точка старта - «А».

В рамках занятия проводится интеллектуальная подготовка, разбор ситуаций, вопрос-ответ, где отвечают отдельные военнослужащие и коллективно ищутся ответы на те или иные тактические ситуационные сценарии, а также проверяется уровень знаний, понимания по тематике курса подготовки, создаются маркеры понимания зависимости атак и защит.

-4

Как вариант, приводится пример обучения защитам от ударов руками и ногами, где один боец не умеет бить удары, и второй боец неверно учится защищаться, а другой умеет наносить удары и поэтому его товарищ более подготовлен, а также вводятся постулаты: защита первична – контратака вторична, нож, как удар рукой, потерпеть нельзя, у ножа осечек не бывает, ближняя дистанция опасна по определению.

Цель занятия:

Ознакомление и подготовка почвы к самому важному тесту-тренировки, который определит программу подготовки на ближайшую неделю.

4. Тест – занятие, создание поля опыта.

Именно данный пункт является ВАЖНЕЙШИМ моментом курса подготовки, потому что все без исключения не обладают достаточными знаниями по теме курса и имеют огромное число субъективных мыслей по технике защиты от атак ножом.

Надо заметить, что весь массив информации в интернете, успешно работает над тем, чтобы создавались и распространялись шаблонные, в большинстве своем, ошибочные мнения по вопросу противодействия атакам ножом. Поэтому тестовое занятие призвано дать бойцам первичный опыт, для понимания того, о чем будем говорить и что будет показывать инструктор, а также в рамках данной тренировки, теория, озвученная в рамках лекции, обретает практическую видимость.

-5

В свою очередь, инструктор «тестит» бойцов на предмет того, что они умеют и не умеют, по заданной теме, но в контексте задач, которые были выявлены, а также определяется уровень физической и психологической активности, готовности воспринимать и выполнять те или иные, специальные техники.

Обращается внимание на:

· Средний уровень группы обучаемых
· Четкость выполнения заданий
· Наличие или отсутствия тех или иных навыков
· Психологическую готовность
· Критичность восприятия информации
· Способность воспринимать новую информацию

После тестового занятия заполняется «Карта ошибок»: плюсы и минусы, как общего уровня группы обучаемых, так и каждого по отдельности, если есть опыт такого анализа.

У меня такой опыт есть и поэтому определив нужные параметры я составил:

· План освоения защит в рамках задач подготовки
· Написал программу тренировок, разбив занятия на тренировку базовых элементов в зале и на проверку/закрепление их в полевых условиях
· Определил интенсивность тренировок и последовательность обучения
· Примерную схему проверки навыков – зачет

Тестовая тренировка включила защиты от атак ножом, но выполнялись они в полном формате отработки реального нападения с учетом «брони» и внешних условий, что дало бойцам познакомиться с реальной динамикой работы.

Демонстрация разной стойки и навыков опытного «ножевика», ввели понимание, что даже с больший дистанции опасно и трудно противодействовать.

Но дав решения по использованию своего оружия и брони, я создал понимание, что простые действия, могут значительно увеличить эффективность противодействия нападению.

-6

Далее, проверил навык защиты от уколов ножом, показал сам, как это делается, создав видимое сравнение, между уровнем инструктора и уровнем бойцов.

Пропуская удары, бойцы начали понимать, что требуется база защит, а также необходимо понимать траектории ударов.

Вывод:

  • Дав возможность самим бойцам поработать ножом, я, как инструктор, посмотрел на наличие/отсутствие навыков прихода ножа на цель в контексте уколов и порезов.
  • Показав свои навыки, дал возможность их сравнить, проведя сравнительный анализ, показав в скорость и силу реализацию и возможности использования простых технических элементов.
  • В рамках занятия создал понимание работы на 360 градусов, показал разницу стоек и выдал несколько упражнений, которые можно выполнять с подчиненными и тем самым тренировать полезные параметры.
  • Учитывая контроль внимания, реакцию на срыв дистанции, технические параметры, а также данные анализа взаимодействия с бойцами на лекции и тестовом занятии – я уже мог приступать к проведению курса подготовки.

5. Базовые тренировки в зале.

Озвучив выводы тестового занятия, я довел план подготовки и путем общения, получил понимание большинства бойцов по вопросам:

· Зависимости техники защит от атак ножом от техники применения ножа.
· Зависимости скорости реакции на появление ножа от наличия внимания, связанного с ношением и извлечением ножа.
· Взаимосвязи рукопашных навыков и техник «оружейной» подготовки.

Исходя из того, что необходимо накатать базу, обучение шло по программе «С.П.А.С.», навыкам нанесения уколов и порезов, где приоритет был за уколами, в двух стойках, нож впереди и нож сзади, где изначально было проверено и закреплено понимание, что:

· Когда нож в передней руке быстрее получается атака, но при сокращении дистанции невозможно наносить множество ударов, без смены стойки.
· Ножом в задней руке атака получается чуть медленнее, но ввиду наличия пространства, наносить серии уколов удобнее.

Чтобы не тратить время, была выдана система зон поражения, схема «Три креста» и все атаки строились с учетом данной схемы, учитывая её в отработках.

Буквально сразу была выдан алгоритм «4 сектора – атаки и защиты», где было закреплено понимание формирование атаки и постановки защит.

Далее вся работа шла в режиме формирования атак, прямым и обратным хватом:

· В отработках «нож-нож»: формировались навыки траекторий ударов, а также ставился приход ножа на цель по снарядам.
· В отработках «нож-безоружный»: формировались защиты сбивами, «клинами»/блоками, с задаче на разрыв контакта и на переход в клинч.

Тренировка имела вид:

  • Разминка – «нож-нож», групповые задания и парные, весь набор извлечения ножа, пресечения извлечения ножа, удары по воздуху в паре, группе, с отработкой навыка внимания и реагирования на появление ножа.
  • Основная часть – постановка на снарядах прихода ножа на цель, формирование серийной работы и защиты в условиях работы «нож-нож», «нож-безоружный», все типа передвижений, стартов, а также изучения двух типов сбивов, «клинов»/блоков, прерывания серийной атаки, схемы «прямая» и наработки извлечения и атаки ножом.
  • Проверочная – спарринги «нож-нож», включая и в один чистый удар, но с учетом приоритета (укол в корпус в приоритете), «нож-безоружный» - выживание, выполнение на время и по сигналу защит от 1,2,3 и т.д ударов.

Через постановку ударов ножом, бойцы накатывали контроль внимания за траекторией ударов, а отработка «нож-нож», позволила получить бонус, понимание, что, если рука занята, а она занята оружием (автомат у спецназа), можно выполнять защиты несмотря на наличие его в руках.

Как результат:

· Увеличилась дистанция атаки, бойцы стали атаковать с большей дистанции друг друга и это сказалось на увеличении дистанции контроля пространства.
· Увеличилась скорость атаки, что заставило увеличить темп защитных действий.
· Начали замечать закономерности и выработали понимание принятия решения – «вход» или «отход», где «вход» переводит бойца в клинч и борьбу вплотную, а «отход» - создает возможность применить технические элементы для создания дистанция применения оружия.

6. Ситуационное закрепление навыков.

Проводились занятия в реальных условиях, в полной амуниции и в условиях специфики, например, ограниченного пространства, где полученные, ранее, в зале навыки, шлифовались и закреплялись у бойцов.

-7
-8

Учитывая влияния веса «брони», инерции движения, влияния внешних условий, бойцы решали задачи – «Входа» и «Отхода», а также прорабатывали свои боевые задачи, учитывая полученные навыки, увеличивая свою скорость реакции, понимание наибольшей опасности и увеличивая скорость реакции на нападение.

7. Зачет и выдача программы подготовки.

Для закрепления навыков курса, было проведено занятие по схеме: показ каждого элемента и выдача ряда подводящих упражнений под каждый элемент. Обращалось внимание на соединение элементов по принципу конструктора «лего», а также выстраивания последовательности тренировки необходимых параметров.

Получилась мини-памятка, которая позволит тренироваться самостоятельно и обучать подчинённых, а так как не требуется никаких специальных снарядов и упражнения легко могут использоваться в рамках тактико-специальной и специальной подготовки, возможность накатывать навыки увеличивается достаточно значительно.

Для проверки уровня освоения материала, был проведен зачёт, который состоял из 10 базовых точек, в которой каждый боец выполнял упражнения на скорость и время.

Подборка упражнений зависит от поставленных задач, в моем случае, там были спарринги и защиты и упражнения на скорость, СФП и т.д.

По каждому бойцу составил анализ и выдал обратную связь.

Итог

7 этапов – позволили реализовать курс подготовки, а также выдать материал для личного освоения, а также для обучения подчиненных военнослужащих.

Получение результата стало возможным ввиду объединения процесса обучения навыкам ножевого боя – применения ножа, с навыками защиты от атак ножом, но в четком сегменте технических элементов, которые у нас, в «С.П.А.С.», используются и с оружием, и без оного.

Универсальные принципы и подходы, ориентированные на комплексность, т.е. учитывающие безоружную и оружейную опасность, дают возможность эффективно наработать нужные навыки.

Отвечая на вопрос:

"А надежна ли техника?"

Скажу, что проверка в приближенных, к реальным, условиях, позволили уменьшить критичность ошибок и выполнять только нужные действия.

Зачет же проверил усвоение навыков на уровне рефлексов, а видео памятка с методическим разбором, позволит безусловные реакции сделать контролируемыми и перевести их в режим контроля.

__________________________________________________________________________________

Если ты дочитал мой друг до конца, то ты маньяк, как и я, мой тебе поклон, т.к. сегодня нет желания у обывателя вникать в суть вещей фундаментально и полно, а значит – нас меньшинство!

ВЫЖИВАЕТ ПОДГОТОВЛЕННЫЙ

Если Вам понравилось — подписывайтесь в нашу группу и следите за новостями!

Наш канал статей на Дзен …

Автор, руководитель Клуба S.P.A.S. — Воюшин Константин