Очень многие звенигородские интеллигенты активно участвовали в жизни города. И мы сегодня вспомним о них. Так владелец Кораллова, директор Императорского Эрмитажа А.А. Васильчиков с 1870 по 1890 г. был попечителем Звенигородского женского училища, а хозяин Введенского граф П.С Шереметьев в начале ХХ века не только исполнял должность почетного смотрителя городского училища для мальчиков, но был также председателем уездного училищного совета. Интересно отметить, что в Звенигороде, до и после революции, преподавал педагог-новатор В.И. Бухаров, пропагандирующий свою методику обучения детей счету. Много замечательных имен связано со здравоохранением города и уезда. Прежде всего, стоит назвать А.П. Чехова, работавшего здесь некоторое время земским врачом, его приятелей –врачей С.П. Успенского и П. Г. Розанова, фельдшера С.В. Барминцева, личного врача Льва Толстого –Д.В. Никитина, десятки лет отдавшего звенигородскому здравоохранению, верхушевского врача Дорфа, ветеринарного врача Ф.Р. Глазко. В предыдущей статье я рассказала о жизни молодого Чехова в Звенигороде и в этой публикации я продолжу свой рассказ о писателе.
В подмосковном Звенигороде молодой Антон Чехов начинал свою врачебную практику. Здесь сохранились дом писателя и здание больницы. Оказывается, Чехов, совсем случайно попал в эти края. Это случилось летом 1884г., когда земской врач Звенигородской больницы Успенский решил взять отпуск, ему понадобилось уехать на целый месяц, но он не мог оставить больницу без врача и попросил своего знакомого Антона Чехова поработать за него. Чехов на тот момент окончил Московский университет, ему совсем не хотелось уезжать из Москвы, и он отказался. Но Успенский был настойчив, и молодой врач согласился поработать в уездном городе. «Послушай, Антон Павлов. Я поеду в отпуск, а заменить меня некем. Послужи, брат, ты за меня. Моя Пелагея будет тебя кормить. И гитара есть...». Так все и произошло. и молодой врач (о писательстве он еще не помышлял) приехал-таки в уездный городишко. Он подружился с соседями, они его приглашали на чай с малиновым вареньем, ягода буйно росла в соседнем овраге, который так и прозвали – Малиновый. Ну а где чай, там и покрепче не помешает. Компания весело проводила время за столиком под разлапистой липой, что перед домом. С каждым днем желающих интересно провести время становилась все больше, гуляния и веселье все громче и так каждый божий вечер и до самого утра.
Дом где жил Антон Павлович находится на улице Ломоносова 10, выстроенный в третьей четверти 19 века в классических традициях. Здесь в 1880-х годах и проживал тот самый эскулап Успенский, которого замещал писатель. На доме укреплены две мраморные доски с памятными надписями о пребывании А.П. Чехова.
Добропорядочным дачникам это, конечно, не нравилось и они написали жалобу в жандармерию на дебошира Чехова. Его, естественно, оштрафовали, но молодой врач недолго печалился, срок его работы подходил к концу.
Звенигород сыграл в этом смысле уникальную роль в жизни писателя и врача. Здесь он убаюкивал свои мысли практическим отношением к реальности, работая с пациентами. Здесь же он находил в будущем убежище от болезненных страстей.
На улице Октябрьской стоит деревянный одноэтажный домик с нарядными наличниками , узор которых напоминает вышивку русских полотенец. Дом построен Фельдшером Звенигородкой больницы Сергеем Васильевичем Барминцевым (1848-1911) в 1880 на месте сгоревшего дома. Это о нем писал чехов в письме к другу Н.А Лейкину» телеграфируйте в Звенигород. Больных могу бросить на двое суток. У меня фельдшера доки.» По семейным преданиям , знаменитый писатель неоднократно заходил в гости Барминцеву. Напротив дома в небольшом скверике , прежде являвшемся частью личного сада фельдшера , еще жива старая липа, которая также связана с преданием с именем А.П. Чехова : Под нею писатель любил отдыхать.
Под липою установлена памятная доска. Звенигородская больница связана также с именем знаменитого врача Дмитрия Васильевича Никитина (1874-1960 гг.) являлся л личным врачом Л.Н. Толстого, а так он лечил А.М. Горького В Звенигородкой больнице Д.В, начиная с 104 года проработал 25 лет, внеся значительный вклад в развитие здравоохранения в Звенигородской области. Но его деятельность не ограничивалась одной только учебной практикой. Он участвовал в научных экспедициях, принимал участие в общественной жизни города и уезда. В 1929 году призвал не поддерживать безбожников и не подписывать за закрытие городского Вознесенского храма, заявляя, что «ни один уважающий себя врач не позволит вести антирелигиозной пропаганды.» Человек с такой твердой, моральной позицией не мог избежать репрессий: в 1933 году он был арестован и сослан в Архангельске, где и продолжал жить и работать до 1953 года.1953 года по 1960 года жил и работал в Москве до самой своей смерти.Но ,это уже советский период истории.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал . https://zen.yandex.ru/geronimusi . Ваши Геронимусы.