Найти тему
Планета Детства

10 способов снять эмоциональное напряжение у детей

Детям в условиях самоизоляции некуда девать свою энергию, негативные эмоции накапливаются и находят выход через истерику или агрессию.

Изображение из свободного доступа.
Изображение из свободного доступа.

В этом случае, сначала помогаем им снять стресс - используем способы снятия психоэмоционального напряжения, а затем направляем их энергию в мирное русло - подвижные игры, рисование, лепка из пластилина, теста, глины, игры с кинетическим песком, чтение, "разукрашки", конструкторы, настольные иггры, оригами, музыка, танцы, плетение из бисера, аппликации, поделки, физические упражнения, просмотр мультфильмов/фильмов, приготовление чего-нибудь вкусненького.

Предлагаю Вам игры и упражнения с целью снятия психоэмоционального напряжения, снятия агрессии и других негативных эмоций. Все упражнения можно выполнять как детям, так и взрослым, чтобы чувствовать себя спокойнее:

1. "Велосипед" - способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

Изображение из свободного доступа.
Изображение из свободного доступа.

Ребенок ложится на спину на ковер или матрас. Ноги согнуты в коленях. Мед­ленно он начинает такие движения ногами, как будто едет на велосипеде. Ноги при этом касаются пола  и высоко поднимаются, чередуются, сначала поднимается одна, потом другая. Постепенно увеличивается сила и скорость касаний пола. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

2. "Кулачки" - способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

Изображение из свободного доступа.
Изображение из свободного доступа.

Дайте ребенку в каждую руку какую-нибудь резиновую игрушку (шар, кольцо) и попросите его сжать кулачки крепко-крепко. Пока он подержит кулачок сжатым, пусть считает до 5. Затем пусть ребенок разожмет кулачки и сделает громкий выдох. Руки и тело расслабятся.

3. "Подушка-колотушка" - способствует эмоциональной разрядке, проживанию агрессии и расслаблению.

Изображение из свободного доступа
Изображение из свободного доступа

Агрессия у ребенка накапливается постепенно и спонтанно выплескивается, после такого всплеска он снова становится спокойным и уравновешенным. Если ребенку дать возможность выместить агрессию на какой-либо объект, то агрессивных проявлений станет меньше. Для этой цели исполь­зуется специальная «подушка-колотушка». Можно взять старую большую подушку, диванную тяжелую подушку или использовать старую наволочку – набить ее ненужными тряпками.  Такую подушку ребенок может спокойно колотить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Проживая свою агрессию до того, как накопит негативные эмоции, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

4. "Бои без правил" - снятие эмоционального напряжения, способствует мышечной релаксации.

Изображение из свободного доступа.
Изображение из свободного доступа.

Эта игра обычно очень нравится детям, вызывает целую бурю положи­тельных эмоций, помимо этого подушечные бои помогают ребенку выплес­нуть свою агрессию вовне без нанесения физического вреда окружающим. В бою принимает участие двое детей или ребенок и родитель. Сделайте импровизированный канат (подойдет бельевая веревка, скрученная в жгут простыня и т.д) и положите в большую наволочку маленькую подушку - получится орудие для подушечного боя. Один участник встает на канат, а другой должен с помощью подушки сбить своего противника с каната, вывести из равновесия. Потом меняются местами.

5. "Будущие чемпионы" - игра позволяет ребенку выместить в игровой форме на неодушевленный предмет свою агрессию.

Изображение из свободного доступа.
Изображение из свободного доступа.

Многие дети хотят в будущем стать великими спортсменами, чемпионами мира. Для этого надо много тренироваться, например будущие боксеры должны иметь хороший удар. Предложите детям "отработать" его. Для этого сгодится даже диванная большая подушка.

6. "Лепим настроение" - работа с пластилином/тестом/глиной дает возможность отреагировать на свои чувства, изменить плохое настроение на хорошее.

Изображение из свободного доступа.
Изображение из свободного доступа.

Разминая пластилин, ребенок лепит свое плохое настроение и рассказывает, от чего настроение испортилось. Это позволяет прожить агрессивные чувства. Затем ребенку предлагается выбрать цвета, которые нравятся и вылепить из них хорошее настроение (или раскрасить глину/соленое тесто в цвета своего хорошего настроения).

7. "Животное в лесу" - снятие эмоционального напряжения.

Изображение из свободного доступа.
Изображение из свободного доступа.

Упражнение выполняется на ковре. Предлагаем ребенку представить любое животное в лесу. И просим ребенка показать в образе этого животного три настроения: злость – спокойствие – радость. Сначала он показывает, как животное злится – потом, как оно успокаивается и как радуется. Можно включить музыкальное сопровождение упражнения:  «Волшебные голо­са природы»: «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш и птички» и др. (с целью снятия эмоционального напряжения, способствует особому эмоцио­нальному настрою).

8. "Ты - Солнышко" - осознание форм поведения и мышечная релаксация, создание хорошего настроения. Лучше всего это упражнение выполнять после упражнений на отреагирование негативных чувств.

Изображение из свободного доступа.
Изображение из свободного доступа.

Предложите ребенку побыть солнышком. «Представь, что ты солнышко и ты видишь маленького беспомощного зверька (можно дать в руки мягкую игрушку). Вытя­ни ладошки, представь что твои руки – это лучики, подержи на ладошках маленького зверька, согрей его своим теплом. Теперь сложи ладошки, спрячь в них зверька, приложи ладошки к гру­ди, успокой его, скажи ему на ушко добрые, ласковые слова».

Если вы чувствуете в себе этот ресурс, вы можете поиграть с ребенком в эту игру так, как будто солнышко – это вы, а испуганный детеныш – ваш ребенок. Представьте, что это ваши руки – лучики, обнимите, успокойте, скажите своему ребенку на ушко добрые, ласковые, теплые слова.

9. "Я - дерево, ты - дерево" - повышение у ребенка уверенности в себе, в своих силах, способствует внутреннему спокойствию. Лучше всего это упражнение выполнять после упражнений на отреагирование негативных эмоций.

Изображение из свободного доступа.
Изображение из свободного доступа.

Представьте, что вы и ваш ребенок – маленькие семена дерева, которые попали в плодородную почву. Сядьте на пол на корточки, обхватите голову руками, закройте глаза. Вы – семена, из которых скоро вырастут большие деревья. Начинайте медленно расти, почувствуйте, как вы пускаете корни, чувствуйте, что вытягивается ваше тело как ствол дерева  и раскрываются руки, как крона дерева. Пошевелите пальчиками, как будто ветер играет листвой в кроне вашего дерева. Почувствуйте, как ваши ступни опираются на пол, у вас мощные корни, проговорите вслух «я могучее, крепкое дерево, у меня сильные корни, у меня широкая крона, у меня много листвы». Попросите повторить эту фразу вашего ребенка. После выполнения упражнения предложите ребенку нарисовать  и назвать дерево, которым он себя представил.

10. "Лабиринт" - проживание страхов, тревог, снятие эмоционального напряжения.

Изображение из свободного доступа.
Изображение из свободного доступа.

Создайте для ребенка игровое пространство, используя обычные бытовые предметы. Дайте задание ребенку пройти в лабиринт и попасть в центр и наоборот – найти выход из центра  и пройти другим путем. Расставьте предметы так, чтобы ребенок мог:

  • подняться и спрыгнуть со стула;
  • проползти под столом; накрытым до пола простыней;
  • обогнуть шифоньер; кровать и т.д;
  • перепрыгнуть дорожку (коврик);
  • тихонько прокрасться между двух диванных полушек (любых других предметов);
  • спрятаться в центре лабиринта под плед (покрывало). Побыть в центре в безопасности и идти на выход, но уже другим путем.
Желаю и деткам и взрослым только ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ!

Надеюсь, что данная статья была Вам полезна! Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал.

Спасибо за внимание!