- Ты всегда знаешь, что хорошо для тебя, а что плохо?
- Ты можешь отличить добро от зла?
- Твоя интуиция говорит тебе, что правильно, а что нет?
- Здравый смысл вполне достаточен для повседневной жизни. Не так ли?
Лена смотрит на свою подругу Катю: "Как ты можешь запихиваться сладостями, которые не могут быть здоровой пищей".
"Но если мне это нравится", отвечает Катя. "Кстати, я в полном здравии".
"Но так не будет всегда".
"Откуда ты это знаешь?"
"Здравый смысл мне так говорит".
"Здравый смысл всегда говорит слишком поздно", - говорит Филип Марлоу, знаменитый детектив, в классическом криминальном романе "Playback" Рэймонда Чандлера. "Здравый смысл - это парень, который говорит тебе, что тебе нужно было заменить тормозные колодки до того, как ты на этой неделе на кого-то наехал."
Так кто же этот "здравый смысл", на который мы так часто ссылаемся? Мудрый советник в повседневной жизни или указатель, чтобы сбиться с пути? Насколько надежны его суждения?
В 18 веке шотландец Томас Рид разработал философию здравого смысла. Скептицизм процветал в его время. Влиятельные мыслители сомневались, что мы, люди, можем знать о мире что-то достоверное. Рид доверял повседневному мышлению. Он показала нам вещи, которые окружают нас такими, какие они есть.
Наши повседневные суждения особенно хороши в среднем измерении. То есть в размерах от нескольких миллиметров до нескольких сотен метров. В мире атомов и галактик, с другой стороны, нам нужна наука, чтобы заглянуть в эти явления.
Здравый смысл связывает данные наших чувств с причинно-следственным мышлением. Мы регистрируем то, что видим, слышим, чувствуем запах, вкус и осязание. Затем мы делаем вывод, что вызывает эти ощущения, и рассматриваем, что может произойти дальше. И как мы сами можем влиять на них.
Это повседневное мышление обычно работает хорошо. Мы видим приближающуюся к нам машину и подозреваем, что мы должны быстро отпрыгнуть в сторону. Мы слышим гром в небе вдали и быстро ищем наши защитные четыре стены. Мы чувствуем холод и поэтому надеваем более толстый пиджак.
Даже с ошибками мы живем неплохо. Мы говорим "Солнце восходит" и игнорируем тот факт, что в реальности земля отворачивается от солнца. Мы радуемся голубому небу, останавливаемся перед красными светофорами и едем на зеленом, хотя цвета - это иллюзия наших чувств. В реальности существуют только различные длины волн света.
Лишь в редких случаях мы замечаем, что здравый смысл ошибочен. Как правило, мы не замечаем этого в себе, но когда другие люди совершают просчеты. Наши собственные просчеты - последнее, что мы замечаем. Они первые, кого замечают другие. Почему это так?
Здравый смысл должен обеспечить нам безопасность при принятии решений. Мы доверяем ему только в том случае, если считаем его непогрешимым в главном. Он преуспевает в этом, производя систематические искажения мысли и скрывая свои ошибки:
1. предпочтение подтверждений. У нас у всех есть предвзятое мнение. Готовы ли вы исправить свое мнение в случае получения противоречивой информации? Почти все отвечают "да" на этот вопрос. На самом деле, мы склонны собирать информацию, которая подтверждает наше мнение. Мы игнорируем противоречивую информацию или ищем причины не верить в ее достоверность.
2. персонализация. Когда дела идут не так, как нам хочется, мы ищем того, на кого можем возложить личную ответственность. Будь то авария поезда, стихийное бедствие или сокращение рабочих мест - где виновник? То, что в этом виноваты анонимные учреждения или законы природы, является для нас ленивым оправданием. Мы склонны к гуманизации причин и следствий. В философии эта тенденция к мышлению называется антропоморфизмом.
3. принцип талиона. Слово происходит от древнегреческого и обозначает фразу "как бы ты меня принял". Мы ожидаем, что все в мире будет сбалансировано. Например, значительное событие также должно иметь значительную причину. Мы не хотим верить, что мировая звезда погибнет в результате банального несчастного случая, как леди Диана, или будет застрелена сердитым, никак не похожим на Джона Леннона. Нам также трудно смириться с тем, что массовый убийца не может быть наказан массово.
4. групповая идентичность. Мы склонны оправдывать людей из нашей группы, когда они напортачили, но сурово судить незнакомых людей за подобные грехи. Причина банальна: Мы хорошо знаем знакомого, мы знаем, что он не делает зла умышленно. С другой стороны, чужаки для нас чужаки, они могут быть злыми дьяволами.
5. искать надежных знаний. Мы едва ли сможем вынести неопределенность и сомнения. Оба парализуют наши действия. Например, вы будете кусать фрукты только в том случае, если уверены, что они не ядовиты. Вот почему мы предпочитаем экспертов, которые говорят: "Это на 100% безопасно".
6. истории вместо статистики. Здравый смысл предпочитает личный опыт. Девяносто летний курильщик из этого района впечатляет больше, чем "У десяти процентов всех курильщиков рак легких".
Поэтому, так ли здраво всегда руководствоваться "здравым смыслом"?