В 2004 году в Москве в издательстве “Эксмо”, когда финансовая глобализация, её логика и её мораль стали набирать обороты во всём мире, вышла книга Джорджа Сороса “О глобализации” (“On globalization”), переведённая на русский язык, где Сорос излагает свою точку зрения на структуру процесса глобализации, оценивает её плюсы и минусы и предлагает своё “понимание” как улучшить глобальный капитализм. В своей книге Сорос даёт весьма оригинальную и противоречивую характеристику понятию “рынки”. Характеристика типа “Может быть это сукин сын, но он наш сукин сын” (слова Франклина Рузвельта).
Рынок и рыночные механизмы — это центральные понятия теории финансового фундаментализма, идеологии финансового глобализма. Рынок — это, в широком смысле слова, сфера обмена товарами и услугами между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками). Обмен в сфере рынка — это сложная динамичная совокупность экономических и политических процессов.
Рыночные механизмы — это законы и институты, реализующие эти законы, и регулирующие процессы в сфере рыночных отношений.
С точки зрения теории финансового фундаментализма, главным регулятором распределения ресурсов должны являться рыночные механизмы, действующие на основе объективных законов свободного рынка, именно они обеспечивают равновесие и оптимальное перераспределение ресурсов. Любое вмешательство в их действие только снижает эффективность экономики. Глобализаторская тенденция трактовалась в теории как проявление универсальных объективных и эффективных во все времена экономических законов.
Сущность процесса глобализации заключается в том, что транснациональным корпорациям для их дальнейшего роста нужны были новые рынки и они стали расширять их, вторгаясь в автономное пространство национальных экономик, открывая их для себя и создавая общее глобальное рыночное пространство с утверждением законодательной базы, обеспечивающей беспрепятственное движение финансового капитала в нём, и, что надо особо отметить, при строгом контроле за перемещением людских ресурсов.
Мировой финансовый рынок делится на три сегмента: национальные, международные и оффшорные рынки. Вот в таком же порядке рынки исторически и развивались. От национальных к международным, и в рамках международных к оффшорным. Международные финансовые рынки играли доминирующую роль уже перед Первой мировой войной.
А после нефтяного кризиса 1973 года, когда ситуация на международных рынках существенно изменилась, стали стремительно развиваться оффшорные рынки, которые в последствии станут действенным инструментом глобализации и разрушения национальных экономик.
Главная цель процесса глобализации финансовых рынков обеспечить свободное движение капитала в мировом глобальном пространстве, состоящем из пространств национальных рынков и экономик, поэтому в логике этого процесса, развиваются именно те финансово экономические, политические и международно правовые инструменты, которые обеспечивают максимальную скорость и эффективность движения капитала в интересах бенефициаров глобализма. Схема обычная - движение с периферии в центр - управляющее перераспределение в центре (основная часть остаётся в распоряжении центра) - возврат перифериям доли капитала с целевым назначением.
На национальном рынке движение капиталов регулируется национальным законодательством. Международный рынок как единое законодательно регулируемое пространство не существует, под этим понятием подразумевается, скорее принцип совершения договорных ссудно-заёмных операций между странами, которые не подлежат прямому государственному регулированию ни одной из стран-участниц договоров.
Оффшорный рынок (offshore - «вне берегов») — это совокупность оффшорных зон с особым режимом регуляции деятельности НЕрезидентов этих зон.
Оффшорная зона - страна, на территории или на части которой существует особый режим деятельности, регистрации и налогообложения для временно пребывающих на этой территории нерезидентов.
Резидент — это физическое или юридическое лицо, зарегистрированное, живущее или ведущее производственную деятельность на территории оффшорной зоны и платящее здесь налоги. Нерезидент соответственно физлицо или юрлицо, временно (сроки регламентируются) пребывающее на территории оффшорной зоны , поэтому для него вводится особый поощрительный режим регистрации, налогообложения и контроля, а именно:
~ лицо практически полностью освобождается от государственного контроля со стороны страны-оффшора, ему гарантируется полная конфиденциальность, предоставляется ускоренная и упрощённая процедура регистрации за символическую сумму, налоги взимаются по заниженным ставкам;
~ от страны-оффшора, в свою очередь, требуется внутренняя политическая стабильность для гарантии непрерывности операций, наличие функциональной банковской системы, осуществляющей международные сделки, наличие квалифицированного персонала для коммуникаций с мировыми банками и обеспечение невмешательства в деятельность нерезидента международного регулирования.
На сегодняшний день в мире насчитывается 60 оффшорных зон. Это практически 60 Бермудских треугольников мирового финансового рынка, через которые капиталы с периферии уходят в центр и оттуда не возвращаются. По словам д.э.н. проф. Черника Д. Г., “... офшоры — это не сегодняшнее изобретение и даже не XX века. Когда в античной Греции Афины впервые ввели пошлины за ввоз товаров, купцы стали обходить город по морю за несколько десятков километров, чтобы продать их и уйти от пошлин в спокойных гаванях”. Так что нейтральные воды — это прообраз будущих экономических оффшорных зон.
Разумеется, подобная либерализация деятельности, налогообложения и контроля сделала оффшорные зоны эффективным инструментом ускорения движения капитала, особенно в начальный период “освоения” глобалистами” национальных экономик и искусственного создания коллаборационных элит. На первоначальном этапе вторжения в национальные экономики глобалисты встречали значительное сопротивление в лице части прежних национальных государственников в структурах управления, которые продолжали работать в прежней хозяйственной парадигме. Глобалистам нужно было, во-первых, найти альтернативные каналы вывода капитала из национальных экономик, во-вторых, найти форму финансирования своих кадров, для постепенной замены ими национальных кадров в государственном управлении. Рыночные механизмы оказались более эффективны и победили остатки сопротивления национальных государств, и в последствии глобалистам удалось сформировать глобалистские правительства во всех странах своего влияния, и оффшорные зоны здесь сыграли далеко не последнюю роль.
Сорос оказался прав: “Политические процессы в целом менее эффективны по сравнению с рыночными механизмами, но без них не обойтись”, - пишет он. Далее он раскрывает секрет эффективности глобальных рыночных механизмов: “ Рынки аморальны: они позволяют людям действовать в соответствии с собственными эгоистическими интересами и даже налагают определённые ограничения на тех, чьи интересы пересекаются, но не выносят моральных суждений о сути этих интересов. Вот почему, они столь эффективны. Решить, что хорошо, что дурно, нередко бывает затруднительно; отказываясь от этого решения в принципе, рынки позволяют людям преследовать собственные интересы без малейших помех”. (21-22)
Но есть объективная реальность - что сделано, то сделано. При всём том, что Сорос отмечает не только преимущества глобализации, с его точки зрения, но и недостатки, он констатирует неизбежность: “ Даже если рынки и далеки от совершенства, всё равно распределение ресурсов следует предоставить именно рынкам, а никак не национальным и международным институтам.
Однако полагаться целиком и полностью на рыночные механизмы опасно. Рынки призваны обеспечивать свободный обмен товарами и услугами среди заинтересованных участников рынка, но не способны сами по себе удовлетворять коллективные потребности, будь то закон или порядок и не могут гарантировать социального обеспечения (стр. 21)”.
Книга Сороса “О глобализации” издана на английском в 2002, на русском в 2004 году. Сейчас, обдумывая смыслы и цель книги в 2020 году, когда история глобализма в его активной фазе после распада Варшавского договора и Советского Союза насчитывает три десятилетия, когда многое осуществилось и многое тайное стало явным, я думаю зачем Сорос написал эту книгу? Как говорится, имхо, думаю, что Сорос презентовал свой бизнес, который хотел распространить на социальную сферу стран возникающего глобального пространства, остававшуюся пока ещё не захваченной рыночными глобалистами. Вернее, не незахваченную, а оставшуюся временно без внимания, потому что она требовала расходов, и не приносила прибылей. Этот бизнес казался Соросу потенциально огромным и перспективным, но рыночные механизмы оказались сильнее личных усилий Сороса. Они превратили социальную сферу в рынок услуг и вытеснили из неё филантропа Джорджа Сороса, намеревавшегося улучшить глобальный капитализм.