Мы проехали Турцию на машине "вдоль" и "поперек". Заключительный, 12-й день путешествия. Батуми- Пятигорск.
Отель, в котором мы остановились в Батуми назывался «Палиашвили». Он расположен рядом с городским парком и в десяти минутах ходьбы от городского пляжа. Преимуществом этого отеля от остальных частных гостиниц, в которых нам пришлось останавливаться – это пристроенный к зданию лифт. Я примерно понимаю, каких сил и средств это стоило хозяину. Но очень удобно. В Боржоми мы жили на 3 этаже, и пришлось нам свои чемоданы тащить по узкой лестнице. А здесь – нажал кнопку, и ты на месте.
Как мы и планировали вчерашним вечером утро было посвящено прогулке по Батуми. Решили, что потратим на это час- полтора, и поедем дальше. Но прогулка растянулась на три часа.
Батуми – истинно субтропический город. Мы снова прошли по городскому парку и снова вдыхали необычные ароматы цветущих деревьев. На входе в парк стоят две чугунные тумбы, на которых закреплена цепь, преграждающая въезд в парк автомобилям. Я думаю, что эти тумбы ровесники парка.
В советское время такое литье уже не делали. Тогда в моде были другие мотивы. А здесь можно рассмотреть морду льва с раскрытой пастью. Справочники говорят о том, что парк был основан как сад в 1881-ом году немецкими и французскими садовниками. В нем росло много деревьев, кустарников, цветов и уже в те годы он был излюбленным местом для прогулок. В 1888-ом году российский император Александр ІІІ, восхищенный красотой сада, посадил здесь дерево магнолии. Мы, правда, этого дерева не нашли, но справочники врать не будут.
Мы опять вышли на набережную. Был еще ранний час и у моря сидел одинокий человек под зонтом на пустом пляже. Может он приходит сюда и медитирует каждое утро под шум волн? А может это состарившаяся Ассоль, которую уже не держат ноги и она, сидя в кресле под зонтом ожидает своего Грея на корабле с Алыми Парусами?
Набережная Батуми очень красива. Мы оценили это еще прошлым вечером. А утром она поразила нас обилием зелени и ухоженностью.
Батумская набережная наполнена смыслами, навеянными большим количеством приезжающих за романтическими приключениями. Всего несколько фотографий и вы поймете, о чем я.
Мы прошли набережную до ее восточного окончания, к знаменитым движущимся скульптурам. Статуя «Али и Нино» олицетворяет героев одноименного произведения Курбана Саида — азербайджанского юношу Али, который полюбил грузинскую девушку Нино.
Статуя «Али и Нино» олицетворяет героев одноименного произведения Курбана Саида — азербайджанского юношу Али, который полюбил грузинскую девушку Нино. Архитектор памятника грузинский скульптор Тамара Квеситадзе. Семиметровые скульптуры примечательны тем, что фигуры Али и Нино, меняя положение каждые десять минут, медленно двигаются навстречу друг другу, до тех пор, пока не сольются в одно целое. После этого начинается обратный процесс, а затем всё по новой. Все, как в жизни – встретились, поцеловались, слились в единое целое и разошлись в разные стороны. Меня поразила удивительная находка скульптора, позволяющая скульптурам проходить сквозь друг друга. Зачет!
Курортный облик Батуми делает его неповторимо теплым и гостеприимным. Туда хочется вернуться.
Мы видели улицу Пушкина. Я думал, что он мог здесь побывать, когда возвращался из поездки в Эрзерум. Стал наводить справки, и выяснил, что Пушкин в Батуми не бывал. Хотя, написав эти строки, я понял, что это, по крайней мере, странное предположение. Можно подумать, что Карл Маркс и Ленин побывали, практически, в каждом городе бывшего Советского Союза. Улица Пушкина в Батуми пересекается с улицей Лермонтова. И Михаил Юрьевич тоже не приезжал сюда искупаться. Просто это говорит о том, что в Батуми помнят историю страны, в которой мы вместе жили.
Улицы Батуми хранят много интересного, если проявить любознательность. Как написал анонимный автор, житель Батуми: -«Я иду по прилегающим к бульвару тихим старым улочкам. Милые, каждая со своим лицом. И особняки, особняки — со следами былой красоты. Многие с мемориальными досками на стенах, как с командировочными удостоверениями: такой-то прибыл — убыл…».
Антон Павлович Чехов дважды бывал в Батуми. Но до этого он, под впечатлением от рассказов своих друзей батумцев, написал маленький роман «Зеленая коса», имея в виду Батумский Зеленый мыс.
Колоннада у входа в парк раньше стояла у самого берега. Море с 30-х годов отступило почти на 300 метров. А сооружена колоннада по совету М. Горького, который здесь бывал.
Булгаковская Маргарита «родом» из Батуми. Писатель приехал сюда в 1921 году, чтобы эмигрировать через Турцию в Европу, но у него не хватило денег. Он устроился работать на рынок продавцом примусов, и здесь познакомился с девушкой Маргаритой, которая стала прообразом знаменитой героини романа.
Сергей Есенин написал в Батуми свой знаменитый цикл «Персидские мотивы» и «Анну Снегину». Здесь он влюбился в учительницу Шаганэ Нерсесовну Тальян. И угадайте с трех раз, какое стихотворение он ей посвятил?
Пока мы вместе с толпой китайских туристов ждали, когда Али решится поцеловать Нино, в море появилась стая дельфинов.
Они пересекли бухту и скрылись в районе морского порта. Вероятно, они туда приплывают завтракать. Как раз было подходящее для завтрака время.
Прогуляв по набережной и улицам Батуми три часа, мы вернулись в гостиницу, и стали собираться в дорогу, которая должна нас привести к концу дня домой. На соседней улице мы зашли в винный магазин, и купили несколько бутылок знаменитого грузинского вина.
В «крайний» день нашего путешествия нам предстояло проехать 710 км. К полуночи мы должны быть дома.
Русская пословица говорит, что «домой и конь быстрее бежит». Грузине, наверное, уже забыли русские пословицы. Ну уж грузинские полицейские – точно. Между Батуми и Кабулети, на узкой дороге стояли знаки, ограничивающие скорость 60 км/час. И грузинские водители, как сонные, тянулись с этой скоростью длинной колонной. Я подумал: -«Вот что делает неподкупная грузинская полиция с людьми! Заставить горячих грузин ездить по правилам – это подобно цирковому номеру с хищниками. Ну там инструменты понятные – мясо и кнут. А здесь? Только штрафы. Это сколько же надо было каждого грузина оштрафовать, что бы он стал ездить по правилам?» Так я думал, обгоняя колонну на узкой грузинской дороге. И еще я не успел закончить свои глубокомысленные рассуждения, как услышал позади звук сирены и увидел в зеркало полицейский автомобиль с черной-белой раскраской. Собираясь в путешествие, я готовился к таким встречам. Читал, как надо себя правильно вести. Оказывается, что выходить из машины нельзя ни в коем случае. Полиция это может расценить, как попытку нападения со всеми вытекающими последствиями. Открыл окно, положил руки на руль и дождался подхода полицейского. И он не заставил себя долго ждать. На хорошем русском языке он объяснил, что при обгоне колонны я превысил скорость и мне полагается штраф в 50 лари. Попросил показать документы и международный паспорт. Забрав права и техпаспорт, ушел в свою машину. Через три минуты он принес мне квитанцию на штраф и посоветовал на этом участке больше не нарушать – впереди дежурят его коллеги. И все. И никаких тебе: -«Ну, что, Василич, будем делать? Ты же знаешь, что за такое нарушение суд лишит тебя прав? Давай решай. В суде это будет стоить вдвое дороже и уже решить не получится!». И не надо пол часа стоять «раком», заглядывая в открытое окно к служивому, и час до этого ждать очереди, пока он «околпачит» десяток нарушителей, остановленных перед тобой. Три минуты и 50 лари! Все!
Штраф я оплатил в каком-то городке, в банке у дороги, помня замирание своего сердца при проверке штрафов на турецко-грузинской границе.
Говорят, что автобан из Тбилиси доходит до самого моря. Не знаю, где это автобан, но «Тамара» указала нам дорогу мимо Уреки в сторону Кутаиси. Это старый узкий серпантин, забитый машинами «под завязку». 200 километров, до начала автобана в Хошаури, мы ехали 5 часов. Мы видели строящиеся мосты и тоннели, участки давно построенного автобана, который уже успел наполовину разрушиться. Здесь мы увидели другую Грузию. Не Тбилиси, с его огнями и проспектами. Эта часть Грузии живет еще тем, что осталось от СССР. Школы и Дома культуры того времени, заводы и фабрики, уже наполовину разрушенные. Заброшенные поля бывших колхозов. Оставленные жителями дома в селениях. Все это выглядело очень бедно и жалко. С автобана таких мелочей не увидишь. Там все мелькает, как в кино. А тут, в многокилометровой, еле ползущей пробке, было время все рассмотреть.
К Крестовому перевалу мы приехали уже в темноте. Забравшись на его высшую точку, мы сделали маленькую остановку, чтобы запечатлеть это событие.
На грузинской границе к документам я сразу предъявил квитанцию об уплате штрафа и вопросов ко мне не возникло. Водитель машины, стоящей впереди, бегал в здание погран. перехода, чтобы оплатить выявленные у него штрафы. И это у него заняло около часа.
На российской границе мы попали в пересмену, которая началась в 21.00, как только подошла наша очередь на проверку. Пришлось стоять целый час, пока сменятся пограничники и таможенники. Наконец все поменялись. В наши паспорта поставили штампы о возвращении на Родину и шлагбаум поднялся, пропуская нас домой. Никто не запускал фейерверков, не устилал дорогу цветами, не проводил митингов по поводу нашего возвращения. Даже никто не сказал: - «Добро пожаловать на Родину, сынок!» Обидно!
От Владикавказа до Пятигорска дорога была намного лучше грузинских дорог, если не считать автобана. Мы это сразу отметили. И уже скоро на горизонте засветились огни телевышки на Машуке. «Еще немного, еще чуть-чуть!»- как поется в песне. Последние 50 километров тянулись, как 500. Но и они закончились. В час ночи мы подъехали к дому. И «Тамара», наконец, сказала главные слова за весь путь: - «Вы прибыли в пункт назначения!»
Пять тысяч километров, восемь пограничных переходов, три страны, шесть горных перевалов, 12 дней пути. Все закончилось. Закончилось счастливо. «Бог нас, дураков, все-таки, любит!» Спасибо ему за это! Слава Богу!
Заключение.
Путешествие, несомненно, получилось захватывающим, интригующим и волнительным. Отважиться на такую поездку сможет не каждый. Мы тоже многого опасались. И незнакомой страны Турции. Нет, мы там бывали не раз. Но одно дело- прилететь в страну на самолете, доехать на автобусе до отеля и улететь назад. И другое - проехать страну вдоль и поперек на автомобиле. Чего боялись и как вышло на самом деле? Боялись за надежность машины. Но сделанные подготовительные работы позволили проехать 5000 км без замечаний к ней. Боялись не знания языков. Но 10-15 слов, заученных накануне, вполне выручали в разных ситуациях. Многие турки говорят по-русски. Даже в далеких от центра провинциях. Боялись отсутствия наличных денег. Но оплата картами доступна в большинстве магазинов и отелей Турции. Цели, которые мы себе ставили перед путешествием достигнуты. Мы побывали в тех местах, где воевал Степан Дмитриевич Кузнецов - полный георгиевский кавалер, прадед Лилии. Мы увидели крепости Карс и Эрзерум, где служили сестрами милосердия монахини Георгиевского женского монастыря, о котором я пишу книгу. Мы побывали в Тбилиси, где я служил и Лилия приезжала меня навестить. Мы увиделись и хорошо отдохнули в отеле с нашими детьми внуком. Мы увидели другую Турцию. Не только яркую, как на глянцевых обложек туристических буклетов, но и пыльную от сеющих кукурузу тракторов на полях, желтую от раскатов созревшей тыквы на фермерских делянках, серую от пыли добываемого сырья на цементном заводе в горах, готовую помочь заблудившемуся страннику. Она очень разная. От полупустынь и степей до субтропиков на побережье. От остроконечных гор до поросших лесами холмов. Она строится, развивается, трудится и работает.
Мечтайте, действуйте, добивайтесь. Делитесь и благодарите.
Подпишитесь на мой канал. Здесь только то, что "цепляет".
Все заметки о путешествии можно прочесть здесь.