Сколько версий Шерлока Холмса вы можете вспомнить навскидку? Я без раздумий могу назвать как-минимум четыре экранизации бессмертных детективов великого романиста Артура Конан Дойля (местами крайне вольных, но сейчас это не важно). А не менее знаменитая Агата Кристи о своем бельгийском детективе Эркюле Пуаро создала целых 33 романа, 54 рассказа и даже одну пьесу. И все эти цифры нужны лишь как показатель давней и непоколебимой любви как писателей, так и читателей к прекрасному жанру под названием "детектив".
Лично я неровно дышу к хорошему детективному кино. Но в последнее время, как ни прискорбно, данный жанр перестал привлекать режиссеров, освободив место куда более востребованным массовым зрителем направлениям. И какова была моя радость сначала от анонса, а после от просмотра новенького детектива в лучших традициях Агаты Кристи.
Именно о нем мы и поговорим.
"Достать ножи" (США; 2019)
Жанр: драма, комедия, детектив, криминал
Реж.: Райан Джонсон
В ролях: Дэниэл Крейг, Ана де Армас, Крис Эванс, Джейми Ли Кертис, Майкл Шеннон и др.
КП: 7.85 IMDb: 7.9
В лучших традициях детективного жанра начинается все со смерти. И не абы чьей, а известного автора целого цикла детективных романов Харлана Тромби (Кристофер Пламмер). Если быть точным, на утро после празднования своего 85-летия юбиляра находят с перерезанным горлом и кинжалом в руке. Никаких сомнений что на старости лет старик решил свести счеты с жизнью, но сотрудники полиции, следуя протоколу, проводят опрос всех присутствовавших в особняке во время смерти писателя, а это вся его огромная семья. Особо в допросе заинтересован частный детектив Бенуа Блан (Дэниэл Крейг), получивший анонимный заказ на расследование смерти мистера Тромби.
В ходе допроса детектив Блан раз за разом уличает членов семейства Тромби в приукрашивании событий, утаивании деталей реальных событий праздничного вечера и достаточно быстро находит себе персонального помощника в расследовании и безотказного "детектора лжи" - сиделку покойного, молодую эмигрантку из Эквадора, Марту Кабрэра (Ана де Армас). Почему "детектор лжи"? Потому что девушка на физическом уровне не переносит ложь и столкнувшись с неправдой ее организм незамедлительно опорожняет кишечник.
Раскрывать все сюжетные повороты истории я, пожалуй, не буду, а иначе какой смысл смотреть детектив, в котором именно поиски убийцы являются главной целью всего происходящего.
Но стоит отдать должное режиссеру Райану Джонсону, с жанром детективного кино он справился на твердые пять баллов.
Во-первых, фильм несомненно выигрывает от "звездного каста". Посудите сами, тут и любимый зрителями Крис Эванс, и, уже не молодая, но все еще прекрасная, Джейми Ли Кертис, и ошеломительная Тони Коллетт в роли меркантильной стервы. И конечно завоеватель миллионов зрительских сердец Дэниэл Крейг, отлично справившийся с образом несколько сумасбродного и самонадеянного детектива Блана. Каждый герой самостоятелен внутри истории и наполнен деталями. И у каждого есть свой скелет в шкафу, что до последнего не дает решить кого же стоит подозревать в убийстве писателя, а кто просто нечист на руку.
Во-вторых, кино полностью удовлетворяет всем законам жанра, любимым нами еще с романов про Холмса и Пуаро. Поиски улик, множество загадок и тайн, цепляющихся друг за друга, и заводящих героев все глубже в расследование смерти мистера Тромби.
В-третьих, Райан Джонсон очень удачно использует не самый распространенный прием, сразу увлекающий зрителя в путешествие с самым непредсказуемым финалом: нам изначально показывают что Харлан Тромби действительно покончил с собой и не было никакого убийства, детективу нечего расследовать. Весь фильм мы наблюдаем за, казалось бы, бессмысленным расследованием и поисками несуществующего убийцы.
Ну и, наконец, я не могу оставить без внимания в высшей степени изысканную эстетику фильма "Достать ножи". Серые дождливые пейзажи, огромный особняк со скрипучими лестницами и портретами, развешанными по стенам, тайные ходы, погони по узким улочкам и минимум яркого света - все то, что мы так любим в настоящих детективах про убийства. Фильм ласкает взор, а музыкальное оформление органично вплетено в общую картину, добавляя особые акценты в самый нужный момент.
После всего вышесказанного, я хочу добавить лишь что фильм "Достать ножи" стал отличным примером того, как следуя законом теряющего внимание мира жанра можно создать увлекательную историю, не лишенную юмора и "перчинки". Историю, которая несомненно попадет в список тех, что хочется пересмотреть еще хотя бы один раз. Тех, что будешь советовать знакомым без лишних объяснений, ограничившись лишь словами "просто поверь мне".
Кино смело можно смотреть с семьей, но лучше убрать от экранов маленьких детей. Ведь мы не хотим показывать как в большой семье любой готов вонзить другому нож в спину.
Моя оценка 10/10.
Приятного просмотра!