В отличие от многих мужских аксессуаров, которые предпочтительно выдерживать в сдержанном стиле, запонки - это прекрасная возможность выразить себя. Благодаря им можно проявить креатив. Прекрасная пара запонок никогда не останется незамеченной.
Началось все в 17-м веке, когда декоративные кружевные манжеты эпохи Возрождения постепенно стали уменьшаться, становясь все удобнее. Дворяне начали обрамлять свои запястья декоративными лентами, сложность узлов и убранства лент недвусмысленно намекала на социальный статус вельможи. Как раз в те времена начала зарождаться мода, которая прогрессировала с каждым последующим десятилетием. И уже к середине 18-го века появились первые приспособления, весьма отдаленно, но напоминающие современные запонки – инкрустированные драгоценными камнями или покрытые эмалью монетки, соединенные цепочкой. Они были гораздо проще, чем ленты, да и визуально выглядели аккуратнее и интереснее, чем любые другие приспособления для крепления манжет. Запонки очень быстро начали набирать популярность.
В 18-м веке, при британском Короле Георге III, запонки все еще считались элитной безделицей.
К тому времени их стали оформлять еще богаче, чем прежде. Любимый тогда стиль – запонки с изображением миниатюрных картин и гравюр. Такие запонки стоили соразмерно расходам на труд и материалы, затраченным на их изготовление. Ситуация довольно быстро изменилась с приходом промышленной революции.
В начале правления королевы Виктории и в конце той самой британской промышленной революции запонки появились на манжетах рубашекпредставителей среднего класса. Недоступные для этого класса драгоценные камни и материалы были заменены на реплики. Стразы и горный хрусталь заменяли бриллианты, а сплав меди и цинка имитировал золото.
В 1840 году появились и быстро набрали популярность французские двойные манжеты. Александр Дюма в своем романе «Три мушкетера» подробно описал манжеты на рукавах мушкетеров, охраняющих покой короля Людовика XIII. Вдохновленные романом европейские дизайнеры быстро поняли, что к чему, поспешив популяризировать двойные манжеты и запонки. И не прогадали.
В конце 19-го века была изобретена машина, позволявшая производить запонки с цельным механизмом большими партиями. Это значительно удешевило процесс изготовления и снижало стоимость продукции для конечного потребителя.
С появлением в начале 20-го столетия стиля арт-деко эмалированные запонки достигли пика своей популярности. Опытные ремесленники, такие как Фаберже, довели до совершенства технику использования эмалей, а затем наладили массовое производство своей продукции по новой технологии.
Другие ведущие производители, находившиеся под сильным влиянием стилей арт-деко и кубизм, такие как Cartier и Tiffany, также организовали массовое производство запонок на рубеже 20-го века.
В 1924 году компания Boyer создала запирающий механизм, который мы знаем до сих пор – качелька, закрепленная на концах двух ножек, припаянных к плоскому основанию. Этот механизм и по сей день остается самым распространенным.
В 70-е годы прошлого века пуговицы благодаря простоте и утилитарности потеснили запонки на рынке массовой продукции. Но в 90-е ношение рубашек с французскими манжетами и использование запонок вновь стали популярны.
В последние же несколько десятилетий ювелиры экспериментируют на постоянной основе выпуская коллекции, в которых запонки являются в какой-то степени и произведением искусства. Сегодня это не только строгий, спокойный аксессуар, но и возможность привлечь к себе и своему стилю внимание.
Запонки носят во всем мире, как мужчины, так и женщины – люди, обладающие тонким вкусом и желающие выразить собственную индивидуальность. Будь то классический или ультрасовременный дизайн – запонки являются ценным аксессуаром, дополняющим образ тех, кто хочет выглядеть на все сто.
Спасибо за внимание!