Есть в нашем сознании такой стереотип мышления: дорого - значит качественно. А дешевый товар всегда плохой. Во многих случаях это действительно так. Но не во всех. Иногда можно встретить действительно хорошую вещь, продающуюся за дешево.
Не смотря на это, люди, руководствуясь этим стереотипом, нередко отказываются покупать хороший товар по дешевой цене. Продавцы об этом хорошо знают и часто используют эту особенность человеческой психологии в своих интересах.
В некоторых случаях, чтобы продать товар, нужно поднять на него цену. Звучит, как парадокс, но тем не менее это так. Для иллюстрации этого утверждения приведу два примера из своей жизни.
Была у меня знакомая женщина, у которой жила породистая кошка. Как называлась порода, я не знаю, но один котенок этой породы стоит 300 долларов на птичьем рынке. Была эта кошка очень плодовитая. Как-то раз она принесла потомство, а хозяйке было недосуг продавать подросших котят и она решила раздать их даром.
Расчет ее был прост - даром быстрее разберут. Вынесла она коробку с котятами на птичий рынок и стала предлагать их всем желающим. К своему удивлению, вскоре она обнаружила, что люди с недоверием относятся к ее предложению. Подходят, смотрят, но не берут.
Простояла она на рынке весь день и ни одного котенка так и не пристроила. Вечером она пожаловалась знакомой кошатнице на свою ситуацию и та в ответ сказала ей следующее: "Дешево и даже бесплатно у тебя их никто не возьмет. На своем опыте убедилась. Люди думают, раз бесплатно - значит что-то не так. Или котята больные, или они не совсем породистые, или еще какой подвох. Ты назначь за них нормальную цену и у тебя их в тот же день заберут".
Женщина так и поступила. К ее немалому удивлению, в тот же день всех котят разобрали, как горячие пирожки. Мало того, что время сэкономила, так еще и денег заработала.
Позже один знакомый торговец с рынка рассказал историю, в которой ситуация была прямо противоположная. Привез он как-то с Черкизона (тогда он еще работал официально) какие-то очень дешевые джинсы, подделку под известный бренд. Назначил за них небольшую цену. Думал, не стоит завышать, дешевый товар быстрее разберут. Достались они ему почти даром, так что в любом случае в плюсе останется.
И что вы думаете? Не берут люди дешевые джинсы!! Качество у них, конечно, не как у настоящих, но приличное, выглядят симпатично, при стирке не линяют и не превращаются в бесформенную тряпку, цену свою вполне оправдывают. Но люди лишь смотрели, примеряли, а покупать не хотели.
Тут один продавец с соседнего прилавка и посоветовал цену на товар поднять. Мужик так и сделал, при чем он не скрывал, что джинсы не настоящие. Однако покупателей это не останавливало - стали покупать, да еще и нахваливать. А один прямо так и сказал: "Ну и что, что подделка, раз джинсы дорогие, значит качественная подделка!"
Когда я услышал эти истории, то крепко задумался. Получается, покупатели действуют, как запрограммированные роботы. И их не останавливает даже то, что продавец даже не скрывает того, что впаривает им поддельный товар по цене настоящего.
А для себя я сделал такой вывод - не всегда дешево, значит плохо. Равно и наоборот - не каждый дорогой товар является качественным. Нужно всегда включать голову и в каждом конкретном случае смотреть, действительно ли тебе продают что-то стоящее, за что не жалко деньги заплатить или тебе хотят продать дешевку по дорогой цене.
В ряде случаев автоматизм в нашем поведении помогает жить - если мы все будем контролировать, можем и с ума сойти. Мы дышим автоматически, сердце у нас тоже бьется без нашего участия. Когда мы ходим, мы тоже не думаем, как переставлять ноги. Психологи утверждают, что человек 70% действий совершает на автомате.
Однако, не нужно уподобляться безмозглым биороботам. Это как с компьютером - если программа делает то, что нам нужно, можно не вмешиваться. Пусть компьютер работает, а мы отдохнем. Но если он начинает что-то делать не так, нужно исправлять программу или брать управление в свои руки.