Найти тему

Первая мировая. Первый размен

Британские линейные корабли в походе. На переднем плане линкор "Бенбоу".
Британские линейные корабли в походе. На переднем плане линкор "Бенбоу".

В начале августа 1914 г., не дожидаясь вступления Британии в войну, германское военно-морское командование направило к берегам Туманного Альбиона вспомогательный минный заградитель «Королева Луиза». Основной задачей заградителя было, пользуясь последними мирными часами, выставить минные поля у восточного побережья Англии. В перспективе это могло ограничить свободу действий английского флота и затруднить перевозку британских экспедиционных сил во Францию.

Минный заградитель «Королева Луиза» («Königin Luise»)

В предвоенные годы «Королева Луиза» была обычным паровым паромом, действовавшим на линиях между Гамбургом и портами Нидерландов. Корабль развивал скорость около 20 узлов (37 км/ч). За несколько дней до начала Первой Мировой войны паром был реквизирован в интересах германского Флота Открытого Моря и переоборудован во вспомогательный минный заградитель. На борт было погружено около 200 морских мин. Для защиты на корабль установили две револьверные пушки (вероятно 37-мм орудия системы «Hotchkiss»). Орудия обладали низкой поражающей способностью, малой дальностью стрельбы и представляли опасность только для катеров противника. Заградитель был замаскирован под расцветку кораблей британской компании Great Eastern Railway – черный, светло-коричневый и жёлтый цвета пароходов первого класса.

Вечером 4 августа 1914 г., во время выставления минных заграждений, «Королева Луиза» была замечена с нескольких рыболовецких судов. Особое внимание рыбаков привлекли действия экипажа неизвестного корабля – за борт сбрасывались непонятные громоздкие предметы. На поиски подозрительного судна немедленно вышла оперативная группа в составе лёгкого крейсера-скаута «Эмфион», эскадренных миноносцев «Лэнс» и «Лэндрэйл». На следующий день, около полудня, британский отряд обнаружил неизвестный корабль и направился на его перехват.

Лёгкий крейсер-скаут «Эмфион» («Amphion»)

В конце XIX века в военно-морских флотах ряда стран появился подкласс кораблей - крейсер-скаут (разведчик). Фактически это был лидер эсминцев – крупный эсминец, приспособленный для размещения штаба флотилии и превосходящий обычные эсминцы размерами, скоростью и вооружением. Наиболее яркой чертой таких кораблей стал приоритет максимальной скорости в ущерб всем остальным характеристикам. Лёгкие крейсера должны были исполнять роль лидеров флотилий эсминцев и быстроходных разведчиков при эскадрах линейных сил.

Лёгкий крейсер-скаут «Эмфион» (типа «Эктив») относился к последнему поколению крейсеров-разведчиков и вошёл в состав британского флота в 1911 году. Плавные обводы и улучшенная конструкция кораблей серии позволяла скауту развивать скорость около 25 узлов (46 км/ч). В то же время крейсер обладал довольно слабым бронированием – толщина броневой палубы и бортов составляла 25-мм, что обеспечивало защиту узлов корабля от мелких осколков. Исключение составила только боевая рубка, бронирование которой довели до 102-мм. В качестве основного вооружения крейсер нёс десять 102-мм палубных орудий. Экипаж корабля насчитывал около 325 человек.

К началу Первой Мировой войны, все корабли данного подкласса стали выглядеть несостоятельными. Они уже не могли играть роль разведчиков, имея одинаковые скоростные характеристики с новейшими дредноутами, равно как не имели возможности выступить лидерами – скорость эсминцев к этому времени перевалила за 30 узлов. Кроме того, слабое вооружение и бронирование не давали скаутам шансов при встрече с крейсерами противника.

Эскадренный миноносец «Лэнс» («Lance»)

Эскадренный миноносец «Лэнс» вошёл в состав британского флота в августе 1914 года. Корабль относится к серии последних довоенных британских эсминцев типа «Laforey» (он же «тип L»). Эсминцы были эволюционным развитием эскадренных миноносцев предыдущих серий, однако не сильно отличались от них по характеристикам.

Корабль мог развивать скорость до 29 узлов (54 км/ч). В качестве основного вооружения эсминец нёс три 102-мм палубных орудия и два спаренных 533-мм торпедных аппарата. Численность экипажа насчитывала 73 матроса и офицера. Считается, что именно «Лэнс» открыл для британских военно-морских сил войну на море. Орудие эсминца, из которого был произведён первый выстрел, в настоящее время хранится в Имперском Военном музее в Лондоне.

Эскадренный миноносец «Лэндрэйл» («Landrail»)

-5

Эскадренный миноносец «Лэндрэйл» был однотипным собратом эсминца «Лэнс» и нёс на себе аналогичное вооружение. Корабль вошёл в состав британского флота в июне 1914 г. Отличительной особенностью эсминца от других кораблей серии было наличие только двух дымовых труб. В течение Первой Мировой войны эсминец был несколько раз модернизирован, в том числе приспособлен для обеспечения работы разведывательного аэростата.

Немецкий минный заградитель, не отвечая на сигналы британских кораблей, укрывшись в дождевом шквале, попытался уйти от погони в нейтральные воды. Экипаж «Королевы Луизы» в авральном темпе, продолжал сбрасывать мины, стараясь вытянуть загонщиков на минное поле. Однако играть по немецким правилам британцы не собирались. Первым открыл огонь эсминец «Лэнс», а вскоре к нему присоединились «Амфион» и «Лэндрэйл». Британцам удалось добиться нескольких точных попаданий, после чего капитан немецкого судна приказал открыть кингстоны, а уцелевшему экипажу покинуть судно. «Королева Луиза» вскоре перевернулась и затонула. Из 100 человек команды англичанам удалось спасти 46 моряков.

После одержанной победы британское оперативное соединение продолжило патрулирование. Утром 6 августа 1914 г., на пути домой, лёгкий крейсер-скаут «Эмфион» подорвался на мине. Проявив редкостную беспечность, британцы проложили курс прямо через минное поле, выставленное на их глазах «Королевой Луизой». Взрывом повредило носовое орудие, разворотило мостик, передние кубрики и столовую, в которой, как раз подавали завтрак. Команды по борьбе за живучесть ещё пытались спасти крейсер, но вскоре корабль напоролся на новую мину. Крейсер «Эмфион» затонул в течение 15 минут. Катастрофа унесла жизнь 150 британских моряков и 18 немцев, спасённых с «Королевы Луизы». По слухам, чудом выживший командир «Эмфиона» капитан 1 ранга Сесил Фоке получил личные поздравления от короля Георга V, как первый командир, потерявший корабль в новой войне.

В продолжение темы "Стальных Монстров", хочу предложить Вам ещё статьи о флоте:

ДОРОГА К ЗАЛИВУ ЛЕЙТЕ

ЛИНКОР "ТИРПИЦ". СБЕРЕЧЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

НЕВЕРОЯТНАЯ ПОБЕДА

РАЗГРОМ "СОЕДИНЕНИЯ Z"

АВИАНОСЦЫ И ИГРАЛЬНЫЕ КОСТИ

ГИБЕЛЬ АВИАНОСЦА "ГЛОРИЕС"

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ УВОЛЕН! ОПЫТЫ ПОДПОЛКОВНИКА МИТЧЕЛЛА

ДВОРЕЦ ДЖИННА. ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "ЭДЖИНКОРТ"

ХОЛОДНЫЕ ВОДЫ. САМЫЙ КОРОТКИЙ БОЙ В ИСТОРИИ

СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ПОГРОМ. ПЕРВОЕ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАБОМБ

НОЧЬ "ДЛИННЫХ МЕЧЕЙ". СРАЖЕНИЕ ПРИ ТАССАФАРОНГЕ.

-7

Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.